Main Menu

Синдром Вайнштейна в парламенте Кыргызстана

Новости, выходящие из стен кыргызского парламента, порой могли бы претендовать на первые места в хит-парадах мировых несуразностей. Вот и на днях депутат Жогорку Кенеша Эльвира Сурабалдиева пожаловалась на… сексуальные домогательства в «Белом доме»! Женщина столкнулась с непристойным поведением в лифте, когда её зажал в объятиях незнакомец.

«В лифте незнакомый сотрудник Жогорку Кенеша, заигрывая, полез обниматься», — написала Сурабалдиева в соцсетях. — «Разобравшись, что распускать руки в адрес депутата чревато последствиями, заявил, что подумал, что я рядовая сотрудница «Белого дома». А его коллеги-женщины попытались превратить [это] в шутку. Это всё, что надо знать о «ворк харрасменте».

То, что пострадавшая парламентарий называет «ворк харрасментом» (от англ. work harassment), означает банальные сексуальные домогательства на рабочем месте. Банальные потому, что, по статистике, хотя бы раз в жизни им подвергается каждая пятая женщина в мире. Причём многие, даже не зная об этом, ведь по определению дoмoгaтeльcтвoм считается не только когда к вам полезли под юбку, но и непристойные жесты, нaвязчивыe взгляды, нeпpиятныe шутки, неприличные звуки, coмнитeльныe кoмплимeнты, как бы случайные прикосновения, и много чего ещё.

Движения за права женщин в разных странах мира десятилетиями ведут борьбу с этим явлением, в США, к примеру, в борьбе с домогательствами продвинулись настолько, что женщины перестали бояться говорить об этом открыто, независимо от того, насколько влиятелен или известен мужчина, от шаловливых ручек которого они пострадали. В прошлом году волна таких признаний обрушилась на знаменитого кинопродюсера, обладателя премии «Оскар» Харви Вайнштейна, которого обвинили в сексуальных домогательствах десятки актрис. Несмотря на высокие кинозаслуги, в октябре 2017 года его уволили из кинокомпании и предали публичной анафеме. История породила так называемый эффект Вайнштейна, когда аналогичным обвинениям подверглись многие мировые знаменитости.

И вот теперь один из последователей Вайнштейна, похоже, объявился в Жогорку Кенеше. Жаль, что его имени общественность так и не узнала — Эльвире Сурабалдиевой «лифтовый маньяк» был незнаком. «Меня так шокировала ситуация, что, когда я пришла в себя, его уже рядом не оказалось, а бегать за человеком по всему «Белому дому» я не буду. Но для себя я сделала вывод, что такое происходит повсеместно», — сообщила депутат и добавила, что ей жаль сотрудниц парламента, потому что такое поведение по отношению к ним стало нормой.

И прошла бы эта новость незамеченной, всё равно ведь ничего поделать нельзя — ни обидчика найти, ни наказать его по всей строгости, но, как говорится, осадочек-то остался. Во-первых, кто знает, сколько женщин — обычных сотрудниц ЖК ежедневно вот так же «весело» вынуждены ездить в лифтах с излишне любвеобильными коллегами и молчать об этом? Во-вторых (и это ещё ужаснее), вот он — моральный облик наших народных избранников-мужчин: полапать незнакомую женщину в лифте в рабочее время для них — привычное дело…

К сожалению, наше общество так устроено, что ни рассказать о домогательствах, ни тем более наказать виновного нельзя. На любые обвинения в приставаниях к женщинам у мужчин всегда один ответ «сами виноваты». Летом этого года, к примеру, один из депутатов парламента даже написал пост на своей странице в соцсети о том, что в домогательствах по отношению к женщинам виновата… природа!

«Для чего [женщины] надевают платья (юбки, джинсы и прочее), вызывающие вполне естественные желания у мужчин?» — вопрошал депутат. — «Но когда тот или иной джигит не выдерживает и пытается поцеловать или обнять (конечно, насилие не входит в эти действия) даму, так сразу крики о домогательствах! Тогда зачем вы это делаете?»

Ну, наверное, затем, что общество предписывает женщинам носить юбки и платья, быть прежде всего жёнами и матерями, отличаться от мужчин своей слабостью и красотой. Не этого ли вы сами, мужчины, от нас ждёте? А быть или не быть сексуальной — это личное дело женщины. Она своей привлекательностью закон не нарушает и вреда окружающим не наносит. То, что мужчина «не справился с эмоциями» — это его проблема. Человек разумный тем и отличается от животных, что умеет контролировать свои эмоции. Хотите во всём оставаться дикими самцами, тогда бросайте свои смартфоны и «Лексусы», хватайте шкуры и дубины и отправляйтесь занимать себе место в каменной пещере у костра.

С точки зрения законодательства, в 2008 году в Кыргызстане был принят Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин», который хотя бы содержит определение того, что из себя представляет сексуальное домогательство в нашей стране. По нему, это «действия сексуального характера, выраженные словесно или физически, унижающие и оскорбляющие лицо, находящееся в трудовой, служебной, материальной, семейной и иной зависимости». Ответственность за сексуальные домогательства установлена статьёй 131 УК КР «Понуждение к действиям сексуального характера». Наказание — лишение свободы на срок до двух лет. Но, как правило, доказать непристойные поползновения бывает очень сложно, да и слушать жертву толком никто не станет — «сами виноваты» же.

Вот и Эльвира Сурабалдиева своего обидчика наказывать не собирается — сама депутат в закон просто не верит. «На самом деле закон, который регулирует такого рода поведение, есть, но никто не жалуется. Чтобы он начал работать, нужно иметь прецеденты, нужно говорить об этом», — сказала она. Получается замкнутый круг…

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий