Main Menu

Стальной крючок тендера

Цель Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» от 3 апреля 2015 года №72 (в редакции закона от 18 ноября 2016 года №182) — обеспечение экономичности и эффективности использования госсредств при госзакупках. Их осуществление основывается на принципах публичности, открытости, законности и беспристрастности в отношении поставщиков (подрядчиков); расширения участия и развития конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в процессе закупок; создания равных и справедливых условий для поставщиков (подрядчиков) при осуществлении государственных закупок.

Слов нет, закон нужный и важный. Другое дело, что несколько запоздал, но уж лучше позже, чем никогда.

Проблема в том, что в тиски тендера попали — как поставщики — практически все индивидуальные предприниматели или юридические лица, зарегистрированные в качестве таковых на территории Кыргызской Республики, и — в качестве покупателей — государственные или муниципальные организации, имеющие статус юридического лица, акционерные общества, в которых государство и (или) органы местного самоуправления, вместе или по отдельности, владеют 50 и более процентами акций, и другие хозяйствующие субъекты, созданные за счёт государственных средств.

Рассмотрим эту патовую ситуацию на примере крупнейшего полиграфического комплекса республики — открытого акционерного общества «Учкун». Техническая база этого гиганта позволяет изготавливать любую печатную продукцию — от визиток и буклетов до многотысячных тиражей книг, альбомов, собраний сочинений. Возможности «Учкуна» практически неограниченны — ему по плечу изготовление и документов государственной важности: бланочной продукции, используемой в отделах загс (например, свидетельств о рождении и браке), военных билетов, аттестатов и дипломов установленных законодательством образцов с использованием разнообразных и надёжных элементов защиты. За высокое качество полиграфии и соблюдение сроков сдачи заказов опытный коллектив предприятия ручается. Кроме того, как предприятие с 85% акций, принадлежащих государству, оно несёт установленную законодательством Кыргызстана ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функций. Но…

У руководства и работников «Учкуна» всё меньше надежды на то, что флагман отечественной полиграфии сможет долго оставаться на плаву. По их словам, с момента принятия Закона «О государственных закупках» резко упала прибыль, и компания не в состоянии участвовать в тендерах. В полном соответствии с положениями закона в настоящее время документы государственной важности начали изготавливать многочисленные частные фирмы. Предлагая в заявке на тендер низкие цены, они практически всегда становятся победителями. Однако возникает несколько вопросов: всегда ли способен мелкий частник обеспечить качество, в полной ли мере поступают от него налоги в бюджет (ведь ни для кого не секрет, что чаще всего именно сокрытие прибыли и уход от уплаты налогов как раз и обеспечивают возможность предложить наиболее выгодную цену товара), и, наконец, отдавая ему на откуп изготовление документов государственной важности, не рискует ли государство, по большому счёту, своей безопасностью?

Замечу, что в феврале текущего года правительство своим постановлением отозвало из Жогорку Кенеша проект закона «О документах государственного значения». В нём, в частности, говорится: «Государственный контроль за обращением документов государственного значения в Кыргызской Республике направлен на обеспечение защиты документов государственного значения, предотвращение ущерба от распространения поддельных документов государственного значения, соблюдение требований по их изготовлению и выпуску». Однако перечисленные в проекте требования к изготовлению, оформлению, выпуску, учёту и уничтожению важных документов одним взмахом пера перечёркиваются пунктом 3 статьи 5: «Закупки услуг по изготовлению документов государственного значения осуществляются в соответствии с законодательством в сфере государственных закупок».

Будем надеяться, что проект этого закона вернётся в Жогорку Кенеш и депутаты рассмотрят его не по диагонали. Руководство «Учкуна» предлагает правительству внести изменения в статью Закона «О государственных закупках» и издать распоряжение о том, что изготавливать документы государственной важности вправе предприятия, имеющие не менее 50% госдоли. Результат очевиден: появятся новые рабочие места, возрастут поступления в виде налогов, социальных отчислений и других дополнительных дивидендов. Будет обеспечена безопасность изготовления и уничтожения документов государственной важности и приравненных к ним. В этом случае удастся избежать риска изготовления поддельных документов зарубежными производителями и индивидуальными предпринимателями.

Резюмируя вышесказанное, с прискорбием сообщаю, что «Учкун» не единственный, кто из последних сил бьётся в клещах Закона «О государственных закупках». В его стальных пальцах зажаты и правительственные газеты «Слово Кыргызстана», «Эркин Тоо» и «Кыргыз Туусу», творческая и общественно-политическая история которых насчитывает десятилетия. Невероятно, но факт: издания, учредителем которых является кабмин, следуя букве закона, наравне с газетами-однодневками и разношёрстными представителями «жёлтой» прессы участвуют в объявляемых тендерах на право публикации статей и выпуска рекламных блоков, чаще проигрывая неравную битву, чем наоборот.

Судя по всему, давно назрела острая необходимость внести поправки в Закон «О государственных закупках» (вниманию депутатов Жогорку Кенеша!) и избавить авторитетнейшие издания от унизительных крох с щедрого тендерного застолья. Всё же правительственные газеты имеют особый статус, и стоять в одной очереди с изготовителями мебели и продавцами стиральных порошков им негоже, не по чину, как говорится. А вот снять их с крючка тендера смогут только правительство и парламент.

Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий