Main Menu

Три года за убийство друга

Три года за убийство друга — такой приговор вынес на днях Свердловский суд Бишкека. Для девятилетнего мальчика, который этого друга потерял навсегда, такое решение вряд ли стало утешением, для его родителей же — хоть каким-то проблеском справедливости в тёмном царстве кыргызстанского правосудия. Впрочем, само судебное разбирательство стало уникальным — впервые в истории Кыргызстана суд рассматривал дело о похищении и убийстве собаки.

Пёс по кличке Спайс (Спайсик, как ласково называли его в семье) появился в семье Усуповых больше шести лет назад. Жизнерадостный пятнистый красавец породы «курцхаар» стал любимцем сына хозяйки, маленького Идина, ведь они росли вместе — когда в семье появился щенок, мальчику было три года. За шесть счастливых лет мальчишеского детства пёс стал настоящим членом семьи.

И вот в один непрекрасный день июля этого года Спайс пропал. Пока вышедшая с ним на прогулку няня Идина отвернулась купить овощи, пёс исчез. Неужели убежал? Чего-то испугался? Потерялся? Версий было много. Искали Спайсика всем Бишкеком, друзья, знакомые и даже не знакомые люди передавали друг другу информацию о пропаже собаки через соцсети, клеили объявления на столбах, выезжали на поиски по малейшему, даже призрачному намёку. Люди откликались всей душой, ведь хозяйкой пса и мамой Идина оказалась Гуля Алмамбетова — сотрудник мэрии столицы, неравнодушный бишкекский активист и просто хороший человек.

Своими силами найти пса не удалось, семья обратилась в милицию, но там заниматься поисками собаки отказались. И тогда Идин решил написать письмо Президенту страны. «Если украли мою собаку, значит, я живу в опасном городе и меня тоже могут украсть», — написал мальчик. Просьба дошла до адресата и милиционеры наконец-то взялись за свою работу. По камерам видеонаблюдения выяснили, что пёс не убежал, его украл мужчина, просто закинул в машину и уехал. Похитителя нашли, но на всё это ушло больше трёх недель. Оказалось, что тот отвёз пса в пригородное село к другу и посадил на цепь. Хозяева нашли Спайса уже мёртвым — всё это время собаку держали в плохих условиях, почти не кормили и, похоже, избивали.

Собачий похититель Темирболот Сатыбалдиев на суде утверждал, что забрал собаку, чтобы потом отдать хозяевам (для этого, наверное, и отвёз подальше в село?), и что всё получилось случайно — просто пёс не выдержал условий содержания. При этом сам мужчина занимается разведением тайганов. Так неужели не знал, как создать собаке нормальные условия? А что брать чужое нельзя, тоже не знал? И что у породистой, да ещё такой приметной собаки с ошейником могут быть хозяева, тоже не догадывался?

Кстати говоря, у Спайса на ухе было специальное клеймо. Такие ставят породистым собакам на случай пропажи. Так что захотел бы вернуть пса владельцам — вернул бы.

Сатыбалдиеву дали три года. Но не лишения свободы, как за обычную кражу. Суд назначил наказание в виде ограничения свободы сроком на три года. Это значит, что он не может выезжать за пределы Бишкека без уведомления уголовно-исполнительной инспекции и менять без её согласия место жительства. Он обязан извещать о смене работы и дважды в месяц отмечаться в инспекции. Кроме того, суд решил взыскать с виновного 35 тысяч сомов в пользу владельцев собаки. Семья Усуповых с приговором согласилась, даже без учёта штрафа — для них было важно, чтобы преступник получил наказание.

— Нам не нужно ни копейки его денег, — сказала Гуля Алмамбетова. — Мы даже про моральный ущерб не заявляли в суде. Он просто должен понести наказание по законам Кыргызстана.

Сейчас кто-то, возможно, скажет: ничего себе — из-за какой-то собаки до Президента дошли, да ещё и штраф впаяли. Но ведь дело не в собаке, а в созданном прецеденте, который отражает реальное состояние нашего общества — увы, ужасающее! Украсть, избить, убить животное для многих наших сограждан кажется вполне нормальным делом. Если естественной реакцией нормального человека в цивилизованных странах при виде бездомной собаки или кошки будет погладить её или даже накормить, то естественная реакция кыргызстанца — схватить палку или камень и прогнать или искалечить несчастное животное.

«Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным», — сказал М. Ганди. Если это так, то моральный прогресс кыргызстанцев на нуле, а уж о величии и заикаться не стоит.

Слова Ганди подтверждаются историческими фактами. Страны, сегодня входящие в десятку прогрессивных и наиболее развитых, задумались о защите животных от жестокости ещё столетия назад. В Японии, например, законодательные акты, защищающие животных от жестокости, появились аж в XVII веке! В Европе — в начале XIX века, в США — в начале XX века. Примерно в то же время были приняты законы по защите животных в Канаде, Австралии, странах Африки и Южной Америки. Во всех этих государствах предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение и убийство братьев наших меньших. Сейчас в некоторых странах даже запрещено оставлять запертую в машине собаку в солнечный день — животное может получить тепловой удар, а увидевший это полицейский имеет право разбить стекло и оштрафовать хозяина собаки.

Зачем им всё это? Почему они так строго относятся к жестокости по отношению к животным? Да потому что цивилизованные страны давно поняли, что без гуманности, ответственности, человечности просто нельзя построить нормальное общество. Что если сегодня всем наплевать на собаку, то завтра — на человека. Потерявший друга маленький Идин сформулировал правильную мысль — если украли мою собаку, значит, я живу в опасном городе и меня тоже могут украсть. Жестокое обращение с людьми начинается с жестокого обращения с животными. Всё начинается с мелочей и в конце концов собирается в один большой пазл нездорового общества.

Если мы хотим жить в правовом государстве, любое преступление должно быть наказуемым и порицаться обществом. Почему за кражу скота можно судить, а за кражу собаки нет? Безнаказанность развязывает руки и с каждым разом человек творит всё больше зла. На этом фоне просто поражает реакция нашей доблестной милиции, которая без «волшебного пенделя» от Президента не хотела шевелиться — ну подумаешь, собаку украли, это же не кошелёк вытащили, и не машину угнали… Если Кыргызстан претендует на звание правового государства, то в стране должен работать закон! Кража и убийство животного — это не норма! Так, от безнаказанности, люди и становятся жестокими: крадут собак, до полусмерти избивают маленьких детей, насилуют родных дочерей, воруют невест и убивают их прямо в отделении милиции… Для государства всё это — путь в никуда.

В прошлом году страну уже потряс случай «нелюдской» жестокости: в соцсетях распространилось видео, где некий молодой человек во дворе своего частного дома хладнокровно убивает собаку выстрелом из ружья, после чего не скрывает своего удовольствия и радости от смерти животного. Ролик вызвал широкий общественный резонанс, милиции пришлось им заняться и выяснить, что запечатлённые на видео события произошли в Сузакском районе Джалал-Абадской области, а убившему собаку «стрелку» всего-то 20 лет. Парень не просто убил животное, он снимал это на камеру, чтобы выложить в Интернет… Вы представляете, что творится в головах у нашей нынешней молодёжи?!

После того случая возбудили уголовное дело по ст. 264 (Жестокое обращение с животными) УК КР, но угадайте, спустя уже почти год, понёс ли «герой» наказание? Да и наказание ли это? Согласно действующему в КР кодексу, «жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечье, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных месячных заработных плат либо общественными работами на срок от ста двадцати до ста пятидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев». Для сравнения: в Японии убийство или нанесение увечий животному влечёт до одного года лишения свободы, общественные работы или штраф до миллиона японских йен.

Добиться хоть какой-то справедливости в деле с похищенным Спайсом помог крик души маленького мальчика, активная гражданская позиция его мамы и вмешательство первого лица страны. Но так быть не должно! Тысячи случаев жестокости по отношению к животным в Кыргызстане из года в год остаются незамеченными и безнаказанными только потому, что все к этому привыкли, а пострадавшим хозяевам тяжело куда-то достучаться. Пора отказываться от дурных привычек. Необходимость защиты животных от жестокого обращения сегодня признана на международном уровне. История уже подтвердила прямую связь между культурным и нравственным уровнями общества и тем вниманием, которое оно уделяет вопросам милосердия и защиты животных. Случаи жестокости по отношению к животным тяжело травмируют одних и превращают в нелюдей других. Жестокое обращение с животными просто не совместимо с нормальным воспитанием детей — будущих граждан страны, возрождением общественной морали, укреплением правовых основ государства. Обо всём этом стоит задуматься сегодня на самом высоком уровне.

Хозяева Спайса своим примером доказали, что есть ещё такие ценности, как дружба, привязанность и любовь. Именно это нужно развивать всем нам сегодня, чтобы окончательно не потерять человеческое лицо завтра. Как написала на своей странице в соцсети после прошедшего суда Гуля Алмамбетова, «Боритесь за себя, за близких, с любимыми не расставайтесь!»

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото со страницы Г. Алмамбетовой в Facebook.






Добавить комментарий