Main Menu

Ничего святого

Обычно об этом говорить не принято. Обычно посещение храма для каждого верующего человека есть некое таинство, интимное, сакральное, тонкое прикосновение к Богу и небесным материям, попытка вобрать в себя частичку Его света и облегчить хоть ненадолго свою мятущуюся душу. Именно с таким посылом идём мы в храм, пожалуй, даже не важно, в какой именно — мечеть, церковь, синагогу или буддийский дацан, потому что, нравится это кому-то или нет, но, несмотря на несметное количество придуманных человеком религий, Бог — один.

«…Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, … и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли».
(Ин. 2:13-16).

И нам с детства вбивают, что для общения с Ним нам непременно нужны посредники, и мы идём к ним, и вот тут-то начинается так называемый когнитивный диссонанс — когда твоё внутреннее ощущение и понимание чего-то не совпадает с реальным положением дел. Ты приходишь в церковь, как пустой сосуд, жаждущий наполниться божественным умиротворением, а на тебя там смотрят, как на полный кошелёк, жаждуя опустошить тебя до самого дна.

Посещение церкви сегодня неизбежно начинается с церковной лавки. Ассортимент там такой, что позавидовал бы любой прожжённый жизнью «дордоец». Продаётся и покупается всё — свечи, иконы, ладанки, крестики, цепочки, колечки, статуэтки, книги, молитвенники и прочее, прочее, прочее… Среди витрин развешаны прейскуранты — списки оказываемых священниками услуг. Каждое церковное таинство — будь то крещение, венчание, отпевание или освещение чего-то сегодня имеет свою цену, да не малую. Рыночная экономика не обошла стороной храмы. Понятно, что за свечи, книжки с молитвами, иконы и так далее платить нужно, но вот почему обедни «о здравии» и «об упокоении» получили свою цену?! Интересно, что бы на это сказал сам Господь?..

Впрочем, если верить Евангелию, однажды Он уже высказался на эту тему. Этот эпизод в священном писании известен как «Изгнание торговцев из храма». По нему, на праздник Пасхи в Иерусалиме евреи согнали в храм жертвенный скот и устроили там же лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях. Рядом располагались «обменные пункты» — сидели меновщики, менявшие римские монеты на еврейские. Иисус Христос направился в храм, увидел торговцев и вскипел. Вот как описывает всё это евангелист Иоанн: «…Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, … и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли». (Ин. 2:13-16).

Вполне определённо высказался. «Не делайте святое место домом торговли». Впрочем, современная церковь этот эпизод вспоминать не любит под предлогом, что он показывает Иисуса не с лучшей стороны, мол, сын Бога потерял самообладание, разгневался, столы крушил… Но, учитывая тот посыл любви, добра, бескорыстия и нестяжательства, с которым сын Бога, босым и не всегда сытым, обращался к людям, странно было бы, если бы он этого не сделал. Ему, возможно, открылось ужасное зрелище — он заглянул в отдалённое будущее и увидел, как спустя несколько веков его представители будут торговать его благодатью. И ужаснулся.

Сейчас кто-то скажет, что я богохульничаю. Спешу заверить — я верю в Бога, искренне, более того, по опыту происходящих в моей жизни событий, точно знаю, что Он есть. Но в моём представлении Бог — это не какой-то бородатый мужик на золотом троне в сиянии небесных облаков, который однажды надиктовал заповеди людям, а теперь отстранённо смотрит на них сверху, удивляясь количеству ухищрений, придуманных, чтобы эти заповеди обойти. Нет, Бог — это высший разум, гармония, энергия, окружающее нас нечто необъяснимое, непреодолимое и всевластное, чего примитивный человеческий ум постичь пока не в состоянии. Но мы подсознательно стремимся к Нему, и за Его частичкой идём в храм, где вместо того, чтобы приблизить нас к Его тайнам, нам предлагают конвертировать Бога в денежные единицы.

Тарифы и расценки не единственный «минус» посещения церкви. Отдельно стоит сказать о «церковных ведьмах». Так мои знакомые, не сговариваясь, прозвали женщин, которые работают в церковных лавках или просто помогают ухаживать за храмом, но в своих усердных трудах доходят до крайности. Разговорились как-то раз с друзьями на эту тему, и оказалось, что у всех были похожие случаи. Приходишь поставить свечку, крадёшься в церковный зал тихонько, чтобы не нарушить священную тишину, встаёшь у иконы, вспоминаешь молитву, настраиваешься на душевный разговор, как вдруг в зал вваливается компания «ведьм» с тряпками и швабрами наперевес и начинает очумело скрести пол и подсвечники, гремя вёдрами и переговариваясь во весь голос. Прощай, Бог, здравствуй, безбожье.

Многие мои знакомые перестали ходить в храм после того, как выслушали оскорбительные комментарии «церковных ведьм» по поводу несоответствующего внешнего вида. Да, в церковь женщинам принято заходить в юбках, но реалии сегодняшнего дня таковы, что в суете рабочих будней мы не всегда можем соблюсти это правило, и отказывать себе в том, чтобы войти в храм помолиться, только потому, что на тебе надеты брюки, по-моему (и не только по-моему), глупо. Неужели для Бога главное не то, что ты к нему искренне тянешься, а то, во что ты в этот момент одет?!

А ведь именно так считают «церковные ведьмы». Расскажу недавний случай, после которого мне захотелось написать эти строки. Возле скамейки на территории церковного двора (даже не в церкви) ко мне подошла одна такая и забубнила: «Адам и Ева согрешили, и ты грешница! Стыд потеряла!» Пока я лихорадочно соображала, что же я такого натворила, что попала в один ряд с древними библейскими персонажами, злобная бабуля продолжила: «В таком непотребном виде в храм нельзя!» Я была в пальто и брюках, что в глазах «церковной ведьмы» — смертный грех! А потом меня, как Адама и Еву когда-то, «выгнали из рая» — прогнали с церковного двора за ворота. Я шла домой и думала — и когда это Бог успел ввести дресс-код на Его посещение?

Повторюсь: после таких вот моментов у многих моих знакомых напрочь пропало желание идти в храм. Есть такое понятие — оскорбление чувств верующих. Согласно официальным формулировкам Уголовного кодекса, к нему относится оскорбление, совершённое публично и выражающее неуважение к обществу в целом, поэтому, конечно же, едкие выговоры «ведьм» сюда отнести нельзя, но оскорбляют чувства верующих они не меньше. Церковь — священное место, куда люди приходят со своими бедами, молитвами, надеждами. Здесь мы открыты — снимаем свои повседневные доспехи, обнажая душу, а значит, наиболее уязвимы и к грубости, и к хамству.

И пусть простят меня те служители церкви, кто служит верой и правдой, они есть, и на таких и держится наша церковь. Спасибо вам и низкий поклон. Но пусть камень в меня бросит тот, кто никогда не удивлялся расценкам в церковных лавках и не сталкивался с брюзжанием о «непотребном виде». От такого всё больше хочется верить в Бога, и всё меньше хочется ходить в церковь.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий