Main Menu

Осень. Маньчжурский орех роняет плоды…

…Зашла Тамара Максимовна Ибрагимова и, раскрыв ладонь, протянула какие-то плоды в плотной зелёной кожуре, размером с перепелиное яйцо. От них шёл тонкий запах хвои. «Конский каштан?» — поспешила я ляпнуть, не обратив внимания, что кожура у плодов гладкая, а не с шипами, как у конского каштана. «Не-ет, это маньчжурский орех, — пояснила гостья. — Я подобрала по пути в вашу редакцию. Очень полезные и целительные плоды, как и всё дерево. Впрочем, как и конский каштан».

Тамара Максимовна — реставратор высшей категории, работает в Государственном историческом музее. Она из той гвардии добросовестнейших спецов своего дела, которых в стране поискать. А ещё она талантливый очеркист, который время от времени публикует у нас в газете замечательные материалы о своём родном Джанги-Джере и его людях. Одно из полей в Джанги-Джере (сейчас — Жаны-Жер) по сей день называется Максимовым — по имени её отца — управляющего отделением совхоза, который оттуда ушёл на фронт и погиб за два месяца до Победы.

Маньчжурский орех возле редакции в начале осени

Так вот, слова Тамары Максимовны напомнили о том, как мало мы знаем о городе, в котором живём. Оказывается, красивые, стройные деревья, под которыми я каждое утро спешу на работу, — это маньчжурский орех. Сомкнув высоко вверху кроны, они тянутся вдоль нашей улицы Абдумомунова, по-старому Кирова, даря летом прохладу зданию «Слова Кыргызстана», дальше — «Кыргызалтына» и продолжаются аллеей в Дубовом парке… Наверное не случайно именно это дерево — с ровным стволом, раскидистой кроной и ажурной листвой — озеленители прежних времён выбрали для украшения главной улицы страны, где находились Дом правительства и центральная площадь.

По классификации нынешних озеленителей, или, по-современному, ландшафных дизайнеров, маньчжурский орех относится к разряду «мусорящих» (слово-то какое!) деревьев — он роняет плоды, а значит создаёт работу дворникам. По их мнению, так всё, что с любовью было высажено раньше, создав славу зелёного Фрунзе, относится к разряду «мусорящих»: и каштан, и урюк, и тополь, и карагач, и дуб… Поэтому махнули рукой на дуб, который погибает из-за минирующего пилильщика.

Маньчжурский орех в списке саженцев, которыми сегодня озеленяют Бишкек, тоже не значится. Ландшафтные дизайнеры предпочитают декоративные ёлочки и, в лучшем случае, берёзы. Дизайнеры старого поколения руководствовались другими мотивами: природная среда должна быть максимально разнообразной, создавая и прохладу, и красоту, приближая человека к корням, из которых он вышел. Сквер возле Оперного театра — пример такого подхода. Каждое утро с удовольствием прохожу через него. Небольшой по площади, но сколько разных пород деревьев в нём растут: каждое по-своему распускается листвой, цветёт, пахнет и даже снег держит по-особенному. Здесь и могучие платаны, которые, как змеи, каждый год сбрасывают кору, и сосны, и адамово дерево — павловния, по-научному, и тутовник…

Вернёмся к маньчжурскому ореху. Само название говорит о том, что он пришёл с Дальнего Востока. Места его естественного произрастания — Приморье и Приамурье, а также Корейский полуостров, Китай, Тайвань. В отличие от своего близкого родственника — грецкого ореха, он морозостойкий (выдерживает минус 50!), поэтому его с удовольствием выращивают садоводы-любители Сибири. В листьях маньчжурского ореха содержатся много полезных веществ: фитонциды, каротин, эфирные масла, алкалоиды… Из них готовят отвары и настойки, которые используют для заживления ран, профилактики склероза сосудов головного мозга, укрепления иммунитета, снижения сахара в крови, лечения ревматизма, кожных заболеваний… Околоплодник (кожура) является богатейшим источником йода и красителя. В последнем убедилась сама, вздумав без перчаток снять кожуру: чёрный цвет буквально въелся в кожу и не сходил несколько дней. Сок лимона, который обычно спасает, в этом случаем помог только приглушить цвет.

…после первого снега

Биолог из Казахстана Ирина Логинова советует как можно больше высаживать это дерево в городах. Его мощная крона улавливает пыль и газ. Кроме того, орех выделяет особое бактерицидное вещество — юглон, обеззараживающее атмосферу. «Ореховыми деревьями целесообразно обсадить все автостоянки и подземные гаражи, ведь большие перистые листья ореха очищают воздух от паров бензина, ацетилена и других загрязнений. Не случайно в Беларуси вступает в силу программа создания ореховых рощ на территории, пострадавшей от чернобыльской аварии», — пишет она.

Плоды маньчжурского ореха, как и грецкого, съедобны. Правда расколоть его и выковырять ядрышко трудно. Но садоводы и тут нашли выход: берут полено, делают на его торце небольшое углубление, вставляют туда плод острым концом вниз и наносят несколько умеренных ударов тупым концом молотка — скорлупа трескается, а не разлетается на кусочки, ядро остаётся цельным и достать его уже несложно.

Из маньчжурского ореха готовят по-особенному рецепту и вкуснейшее варенье. Для этого плоды берут зелёными, ещё молочной зрелости, несколько раз замачивают в воде, чтобы ушла горечь, а потом варят в приготовленном отдельно сиропе.

Тамара Максимовна Ибрагимова активно использовала маньчжурский орех в своей работе реставратора: отвар из него отлично восстанавливает кожу — смягчает, дубит, красит. Для этого она брала зелёный околоплодник (можно свежий, можно высушенный), кипятила, отвар заливала в баночку и протирала им кожу. Этим же отваром можно обрабатывать свою обувь: кожа становится прочной, не пропускает воду, хорошо сохраняет цвет и долго носится.

Интересно, какая судьба ожидает маньчжурский орех на ул. Абдумомунова: не подведут ли новые озеленители и градостроители и к нему пилу?

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий