Main Menu

От коричневого к зелёному, или Экономика должна быть экономной

Минувшую неделю в Кыргызстане объявили Неделей зелёной экономики. С инициативой её проведения выступило соответствующее министерство. Сейчас в стране ведётся работа по переходу к зелёной экономике, как заявлено, «в целях достижения устойчивого развития, обеспечивающего повышение качества жизни человека, социальную справедливость, более эффективное использование ресурсов и широкое применение экологически чистых технологий и инноваций». Звучит мудрёно. Что же стоит за витиеватыми формулировками, что это за зверь такой — зелёная экономика, и нужна ли она вообще?

Зелёная экономика — явление сравнительно молодое, сформировалось в течение последних двух десятилетий. Простыми словами, в её основе лежит идея о том, что человек должен перейти на бережное потребление природных ресурсов, иначе в один прекрасный день всё это плохо закончится — ресурсы на планете не вечны. Теория зелёной экономики стоит на трёх китах:

    • всё на поверхности Земли взаимосвязано;
    • невозможно бесконечно требовать удовлетворения растущих потребностей, когда ресурсы ограничены;
    • невозможно бесконечно расти в ограниченном пространстве.

Представьте себе муравейник в стеклянной банке. Какое-то время трудолюбивые муравьишки будут процветать, множить колонию, расширять рабочее пространство, но однажды упрутся в стенки банки и начнут умирать от перенаселённости, нехватки еды и воздуха. Муравьи — это мы с вами, банка — наша планета, которая ещё потерпит нас лет сто, а потом устроит апокалипсис. Зелёная экономика может стать спасением, если, конечно, взяться за неё всем вместе и всерьёз.

Экономика зависит от природы. Сторонники зелёной экономики считают, что преобладающая сейчас в мире экономическая система несовершенна. Да, благосостояние людей XX века значительно выросло (особенно отдельных личностей), но сопутствующие этому экологические проблемы — изменение климата и утрата биоразнообразия — уже через 50-80 лет приведут к истощению природных ресурсов, массовой бедности, нехватке пресной воды, продовольствия и энергии, а значит, к неравенству, войнам, эпидемиям, голоду и, возможно, полному вымиранию человечества лет этак через триста.

Первых ласточек возможного апокалипсиса мы, кыргызстанцы, можем наблюдать уже сегодня. За последние годы климат в регионе поменялся, ледники тают, зимой бывают аномальные морозы, летом — аномальная жара. Фермеры сталкиваются с засухами, заморозками, опустыниванием земель, потерей урожаев. Из-за капризов рассерженной на человека природы больше всего страдает сельскохозяйственная отрасль республики, а ведь она на сегодняшний день является основополагающей в экономике Кыргызстана.

В противовес зелёной, нынешнюю модель экономики называют коричневой. Проблема в том, что в её рамках природные и социальные факторы не берутся в расчёт, не анализируются, считаются несущественными. А ведь ещё в 1934 году автор концепции ВВП учёный-экономист и демограф Саймон Кузнец, выступая перед сенаторами США, предупреждал: «Благосостояние нации не может быть адекватно измерено национальным доходом». С помощью ВВП можно измерить относительное благосостояние, не учитывая социальных издержек и уж тем более воздействия на окружающую среду. Тем не менее экономическое благосостояние долгое время было принято измерять именно через ВВП и все страны в этом стремились переплюнуть друг друга. Учитывать воздействие на окружающую среду начали лишь в 1970-е годы, можно сказать, когда стало почти поздно: первые попытки оценить амортизацию природы были предприняты, когда нанесённый природе урон уже стал ощутимым.

Прогнозы международной Организации экономического сотрудничества и развития показывают, что при нынешних способах производства и потребления к 2050 году, в сравнении с началом XXI века, Земля лишится двух третей (от 61 до 72%) флоры и фауны (!), а сохранность природных территорий будет необратимо нарушена на семи с половиной миллионах (!) квадратных километров. А это сопоставимо с территорией всей Австралии.

Если наш образ жизни оказывается под угрозой, мы должны отреагировать адаптацией. Учёные твердят: чтобы противодействовать изменению климата, нужна энергетическая революция, изменение подхода к производству и потреблению, хватит бесконечно производить, покупать и выбрасывать. Экономисты поддерживают: сейчас самой кипучей отраслью (в смысле роста) является производство возобновляемой энергии. В мире уже есть страны, успешно применяющие принцип зелёной экономики, и это даёт им большие преимущества.

Рекордсменом «зелёного роста» считается Дания. ВВП этой страны с 1980 года вырос на 78% при минимальном увеличении энергопотребления. Например, в Дании все предприятия, оказывающие вредное влияние на окружающую среду, облагаются специальным налогом, его же платят и те, кто использует пестициды. Малые и средние предприятия, внедряющие ресурсосберегающие технологии, получают от правительства 50-процентную компенсацию в виде инвестиций. Действует специальный налог на захоронение отходов, поэтому их предпочитают перерабатывать без остатка. Есть определённые ограничения на товары, ведущие к образованию лишнего мусора, поэтому в Дании существуют экосумки и около 20 видов экологичных бутылок. Для бытовых отходов действует система «платишь столько, сколько выбрасываешь». Это даёт стимул сортировать мусор. Кроме того, Дания использует экологичное строительство, датские крыши отданы под озеленение. На них высаживают растения, которые не только чистят воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород, но и собирают дождевую воду, снижая нагрузку на водостоки.

Пример экологически чистой экономики подаёт Южная Корея — пока единственное государство, превратившее «зелёный рост» в национальную стратегию. Основное внимание там уделяется трём элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Инвестиции в зелёную экономику в Корее составили 9 миллиардов евро, они пошли на разработку зелёных видов транспорта, альтернативных источников пресной воды и технологий переработки отходов.

Швеция планирует к 2020 году полностью отказаться от нефти, угля и газа и перейти на энергию из возобновляемых источников. Бразилия планирует перевести 80% транспорта на биотопливо из сахарного тростника. Тайвань активно внедряет солнечные батареи. Страны борются за светлое будущее, кто как может, используя все возможные средства, поддерживая тех, кто делает успешные попытки на пути к озеленению экономики. Большую роль в этом сыграла Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Из стран постсоветского пространства в неё входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан и Грузия. По инициативе ЭСКАТО в 2005 году страны приняли стратегию «зелёного роста», а именно четыре приоритетных направления: рациональные модели потребления и производства, озеленение предприятий и рынков, устойчивая инфраструктура и зелёные налоговая и бюджетная реформы. Впоследствии добавились ещё два направления — инвестирование в природный капитал и показатели экологической эффективности.

Для перехода к зелёной экономике предлагается политика государственных закупок, поощряющая производство экологичной продукции, введение налогов на то, что вредит окружающей среде, целевая государственная поддержка исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий, рост государственных инвестиций в зелёную инфраструктуру, включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии и строительство энергоэффективных зданий.

Зелёные экономисты предлагают установить налог в размере 1% от всех международных торговых сделок, чтобы направлять собранные средства бедным странам и таким образом замедлить увеличивающийся разрыв между развитыми и не очень государствами. Кроме этого, предлагается использовать категорию «природный капитал» вместо категории «природные ресурсы», которая как бы говорит о пассивной роли природы в экономике.

Сохранить окружающую среду и добиться повышения уровня жизни людей можно с помощью озеленения экономики и объединения усилий в самых разных сферах. Например, применение компьютерной графики в кино избавило от необходимости на съёмках в погоне за зрелищностью крушить автомобили и взрывать тонны горючего — теперь всё это можно смоделировать виртуально и не тратить энергию попусту, и не производить тонны отходов.

Борьба с мусором становится задачей государственного уровня. Несколько лет назад в Китае даже закрылся крупнейший завод, производивший пластиковые пакеты. Китайцы использовали около трёх миллиардов пластиковых пакетов ежедневно. На заводе работали двадцать тысяч человек, но правительство было вынуждено его закрыть, чтобы избежать экологической катастрофы. Министр по охране окружающей среды Китая сообщил: «Китай, наряду с реализацией целей экономического развития, больше всего заботит обеспечение 1,3-миллиардного населения чистой питьевой водой, чистым воздухом, безопасными продуктами питания и красотой натуральной природы».

Евросоюз уже в ближайшее время планирует запретить производство пакетов из неперерабатываемого пластика и заменить их биопакетами. Европейцы едва ли не поголовно ходят с экосумками. Как-то один турист в Лондоне в магазине попросил пакет для покупок. В этот момент в очереди воцарилась тишина — такого не было уже много лет!

В бизнес-среде понятие зелёной экономики находится на пике внимания. Правительства стран, бизнесмены и потребители уже строят зелёную экономику, инвестиции в энергоэффективные технологии и природную инфраструктуру уже приносят адекватную отдачу. Чтобы не превратиться в отсталую страну, Кыргызстану тоже стоит идти в ногу с зелёными веяниями: ввести программу энергосбережения, использовать стандарты энергоэффективности, на всех уровнях поощрять и развивать альтернативные зелёные подходы.

Чтобы включиться в глобальную схему зелёной экономики, не нужны титанические усилия. Не обязательно ждать, когда в магазинах будут продаваться исключительно энергосберегающие лампочки. Достаточно просто сделать первый шаг самостоятельно — не мусорить, экономить воду и электричество. Наша планета такая одна, и задачей каждого человека должна стать её защита, как уникальной и единственной в своём роде. Помните: если вовремя не озеленимся, то потом утонем в коричневом.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
По материалам www.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий