Main Menu

Государственный… «квартирант»

Театр, говорят, начинается с вешалки. Хорошо, когда она есть — своя. Свои зал, репетиционная база… Государственный (не частный!) театр юного зрителя им. Бакен Кыдыкеевой существует с 1988 года, но помещения своего не имеет…

Что такое НКЦ
Здание бывшего Дворца пионеров, где находится ТЮЗ, передали Национальному культурному центру при Министерстве культуры и туризма КР после его создания в 2004 году.
В Указе президента страны об учреждении этой структуры было сказано, что сделано это с целью «дальнейшего эффективного сохранения и использования памятников истории и культуры, составляющих единый историко-архитектурный комплекс». В Положении об НКЦ говорится, что он «создан на базе зданий бывшего Дворца пионеров, исторического дома старосты города Пишпека Н. Терентьева, двухэтажного здания Республиканского центра детей и юношества «Сейтек», расположенных по адресу: улица Ю. Абдрахманова, 230, и Кыргызского государственного театра кукол имени М. Жангазиева, расположенного по адресу: улица Ю. Абдрахманова, 230 а, образующих единый историко-культурный комплекс». И что «для обеспечения целостности и сохранности памятников историко-культурного наследия земли, здания, сооружения и коммуникации, расположенные на территории НКЦ, находятся в особом режиме содержания и использования», а одной из основных задач этого ведомства являются «проведение исследований в области охраны памятников истории и культуры, выработка на основе анализа стратегии дальнейшего сохранения историко-культурного наследия».
В августе 2009 года тогдашний премьер Игорь Чудинов своей росписью в двух постановлениях исключил из историко-архитектурного комплекса «земли особого режима содержания и пользования», а именно: прилегающий к зданиям парк имени Жакыпова, передав из ведения НКЦ Минкультуры, и одновременно предоставил его в аренду сроком на 49 лет ассоциации «Дордой».
В-общем, НКЦ ведает только разрушенным домом Терентьева и находящимися в плачевном состоянии объектами. Хотя Указ в последней редакции (от 3 августа 2009 г.) гласит: «В трехмесячный срок решить вопросы финансирования и осуществления ремонтно-реставрационных работ объектов Национального культурного центра Кыргызской Республики», по сей день бывший Дворец пионеров представляет собой унылое зрелище. Отсюда возникает вопрос: а чем вообще занимается Национальный культурный центр? Зачем занимает второй этаж здания (хотя, чтобы просто ведать охраной такого историко-культурного объекта, сидеть в нем необязательно), каковы результаты деятельности?
Правда, в помещениях, используемых ТЮЗом, вот уже три года идет ремонт (и не видно ему конца, из-за его затягивания коллектив театра в зимние холода вынужден был пребывать и ставить спектакли в неотапливаемом помещении). Странное дело: ремонт есть, а здания нет. А если завтра НКЦ надумает  выселить культурное учреждение? Как, к примеру, поступили несколько лет назад с прославленным Бишкекским городским драматическим театром им. Арсена Умуралиева, вынужденным с тех пор играть на чужих подмостках?

В тесноте и обиде
Нурлан Асанбеков — один из самых лучших театральных режиссеров  страны с полученным в Москве (в Гитисе) образованием, постановщик многих спектаклей, завоевавших признание знатоков и любовь зрителей, работал в драматических театрах,  в театре оперы и балета, руководит театром «Сахна», даря новую жизнь на сцене малым кыргызским эпосам. Привлекается для постановки культурных мероприятий государственного уровня, причем всегда делает это блестяще. Также успешно пробует себя в кино.
— Мой авторитет и опыт позволяют ожидать создания государством условий для полноценной работы. Должно же быть разумное отношение к кадрам. А ко мне относятся потребительски: когда нужно подготовить крупное мероприятие — обращаются, а когда необходимо обеспечить элементарную возможность для активной деятельности — государству нет дела, — сетует он.
— ТЮЗ — это центр воспитания подрастающего поколения, где прививаются морально-нравственные ценности, эстетический вкус. Я являюсь учеником Натальи Ильиничны Сац, а она за всю свою плодотворную и нелегкую жизнь создала пять детских театров. Государственный театр юного зрителя им. Б. Кыдыкеевой существует с 1988 года в этом здании, но оно не принадлежит по праву ему. ТЮЗ, оказывается, должен быть в роли арендатора у НКЦ — нонсенс! Здание находится у него на балансе, что несправедливо по отношению к ТЮЗу. Работа центра, по сути, сводится к проведению фестивалей, концертов, конкурсов, то есть к продюсерской деятельности, но ведь это периодическая активность, для этого не требуется большое помещение. А театр должен функционировать ежедневно. И это не только зал и гримерные. В нем должны быть, к примеру, и мастерские, где изготавливались бы декорации, реквизит, костюмы (а сейчас у ТЮЗа только маленький зал, мужская и женская гримерные, похожий на склад кабинет директора, бухгалтера тоже занимают гримёрную комнату, касса да гардероб, пара подсобок. — Прим. авт.). А по большому счету он должен стать молодежным театральным центром, где подростки знакомились бы с современными тенденциями театрального искусства, приобщались к мировым культурным ценностям.
Во всем мире театры, особенно государственные,  имеют свои здания, тем более ТЮЗы. В Астане возводят три больших, вдобавок к существующим. Новое здание нам никто не построит, такой возможности у государства нет. Пусть будет это, только дайте возможность для полноценного творчества.
Считаю, что это строение, будучи культурно-историческим объектом, должно реставрироваться и реконструироваться профессионально, с учетом театральной специфики. А я ее хорошо знаю, много лет проработал в этой сфере, начав монтировщиком сцены. И сейчас уже теряю надежду, что когда-нибудь это здание будет отделано должным образом, с привлечением архитекторов, искусствоведов, дизайнеров. Должны учитываться  безопасность,  к примеру, противопожарная, проводиться техническое  оснащение. Посольство Японии готово помочь, предоставить за счет средств  своего правительства оборудование, только мы сами должны подготовить сценическую конструкцию для штанкет, на которые оно будет установлено.
У нас не было отопления, зимой в здание не могли войти из-за холода. На месяц нам отключили электричество, потому что НКЦ вовремя не перечислил оплату, мы не могли работать, бухгалтеры дома составляли  отчеты. Невзирая на сложности и ремонтные работы, мы в последнее время активно репетировали, пополнили репертуар новыми спектаклями («Тактеке» по пьесе Кыялбека Урманбетова, «Шок бала» по произведению Гафура Гулямова, «Кыз Сайкал» по кыргызскому народному эпосу и «Кавказский меловой круг» по Бертольду Брехту), и могу заверить зрителей, что он у нас сейчас очень интересен. Но мы не можем дать рекламу наших спектаклей, ведь нет гарантии, что зрители придут, а нам свет не отключат. А вообще, нонсенс, что из-за всех этих проблем нам пришлось даже арендовать зал театра кукол, чтобы играть!

Культура с протянутой рукой
— Я писал письма Президенту, премьер-министру, торага Жогорку Кенеша, сейчас на них Министерство культуры дает свое обоснование, — продолжает Нурлан Аскарович. — Если  здание не передадут полностью театру юного зрителя,  это будет проявлением полной некомпетентности государства и чиновников. Вообще, отношение к культуре в стране безрассудное. Люди искусства несут особую миссию в развитии государства:  идеологическую, просветительскую. Но наша система — я убедился  в этом на своем опыте — делает все для того, чтобы искоренить всякую инициативу, реформы глохнут на этапе задумок. Нашу культуру необходимо поднимать нам самим, должно же быть у государства хоть какое-то чувство собственного достоинства. Двадцать лет независимости мы наблюдаем некомпетентное, наплевательское, непрофессиональное отношение. Это свидетельство нашей деградации. И  ситуация с театром юного зрителя — показательная для страны.
«Лицом» нашей духовной жизни являются объекты культуры! Недавно приезжали коллеги из ТЮЗа Алматы, хотели здесь гастролировать, но, осмотрев помещение Кыргызского национального драматического театра, они ужаснулись при виде  морально устаревшего оборудования. Не говорю уже о том, что наше здание просто невозможно показывать. А ведь в планах — сотрудничество с режиссерами из США, России, Швейцарии, Японии, Франции.

Сонное царство
— Вся сфера театрального искусства нуждается в реформе. Много лет заявляю об этом.  Система устарела, прогнила и мешает здоровому творческому процессу, — говорит Нурлан Асанбеков. — Посмотрите на Театр русской драмы, где зарплаты в несколько раз повысились благодаря тому, что там перешли на контрактно-договорную форму найма артистов. Это лишний раз доказывает эффективность такой системы. Она оптимизирует и активизирует коллектив на творческий поиск.
— А ваша труппа из-за таких перипетий не разбегается? — спрашиваю я.
— Нет. Это преданные своему делу люди.

От автора. Что ж, подождем и мы ответа Минкультуры, может, узнаем, зачем НКЦ непременно владеть  зданием. Ведь у самого министерства есть, к примеру, полуподвальное помещение, в котором сейчас находится частная структура. Может быть, мы когда-нибудь узнаем, когда же историко-культурные объекты в нашей стране действительно будут охраняться и реставрироваться (пока они только сносятся, уродуются или просто  разрушаются) и когда изменится отношение к театрам. Ведь прав Нурлан Аскарович, когда говорит, что история с ТЮЗом показательная. Это не единственный из ряда вон выходящий случай, а тенденция. Достаточно вспомнить тот же упоминавшийся мной Бишкекский городской драматический театр имени Арсена Умуралиева…

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото автора.



« (Previous News)



Добавить комментарий