Main Menu

Сказания о конституциях Кыргызской Республики

Конституция Кыргызской Республики

Путник: Что нового в королевстве?
Стражник: Гниёт!..
У. Шекспир

Абсолютно прав Президент А. Атамбаев в том, что действующую Конституцию КР необходимо исправлять. Об этом громогласно говорил перед выборами ЖК КР лидер партии «Республика — Ата-Жїрт» О. Бабанов, за что и завоевал в парламенте депутатские места.

Действующую Конституцию, безусловно необходимо не только исправлять, но и менять!

В 1991 году, когда распался СССР, перед нашим парламентом встал вопрос о новом названии суверенного государства.
Было предложение убрать утратившие силу слова «Советская», «Социалистическая», оставить «Киргизская Республика» либо «Республика Киргизия».

Пришлось объяснять, что слово «киргиз» искажает коренное название народа «кыргыз», которое происходит от словосочетания «кыр-огуз». «Кыр» — хребет, горы, «огуз» — вол, тягловый бык — родоплеменной тотем, то есть горные огузы.

С древнейших лет кыргызский род
Святой Кыдыр оберегал.
Баатыр кыргызов Огузхан
Потомство ханское создал, —
сказано в эпосе «Манас».

Корень слова — «кыр» — грязь; другое значение — «заходи», «войди»; «кыргыз» — повелительная форма этого глагола — «засунь!», который в оригинале имеет весьма вульгарный оттенок.

Если сохраним корень «кыр», то получится «Кыргызия», что нарушает фонетическую сингармонию слова, а в произношении будет звучать как прибаутка: «кыргыз и я», то бишь: одну бутылку на двоих. Смешно? Нардепы долго хохотали, приняли решение назвать страну «Республика Кыргызстан», так как старославянское «стан» во всех тюркских языках означает «поселение», отсюда: стоянка, стойбище, область, то есть стан, объятый границей и т. д.

Парламентарии Республики Кыргызстан единогласно согласились переименовать Жогорку (верхний) Кенеш в «Улук Кенеш» — не верхний, а верховный, верховодящий совет.

В 1993 году при первом чтении проекта Конституции Республики Кыргызстан было принято, что президент является главой государства и правительства.

Во втором чтении А. Акаев отказался брать на себя обязанности главы правительства. Многие депутаты поддержали его решение, считая это похвальной скромностью, тогда как на самом деле это было избавлением от ответственности исполнительной власти. В дальнейшем так оно и случилось.

Над окончательным текстом Конституции на русском и кыргызском языках работали доктор юридических наук
Л. Левитин, доктор кыргызской филологии С. Жигитов, мне как депутату-билингву была поручена редакция обоих текстов. Окончательный текст Конституции, согласовав его с комитетами парламента, мы вручили президенту А. Акаеву.

5 мая 1993 года А. Акаев подписал и обнародовал через СМИ Конституцию, в которой самовольно переименовал Республику Кыргызстан в «Кыргыз Республикасы», дословно — «республика кыргыза», по-русски — «Кыргызская республика», то есть не какая-нибудь, а именно кыргызская, так как суффикс «ск» в русском языке определяет принадлежность предмета.

Республика — канонизированная форма госуправления, избираемая гражданами страны, а не монархия, не эмират. Так что же в ней кыргызского?

«Улук Кеўеш» вновь стал «Жогорку Кеўешем». Таким образом были нарушены не только грамматика, но и конституционные права многих граждан страны. Это все равно, что Российскую Федерацию назвать Русской Федерацией, Соединенные Штаты Америки — Соединенными Штатами Американцев… Кыргыз — нация, Кыргызстан — страна.

Как выяснилось, местечковые патриоты убедили А. Акаева, что хозяином республики должна быть титульная нация страны. А если Кеўеш будет Улук, то он поднимется выше президента, хотя Кеўеш — советник главы государства, выше которого никто не прыгнет…

Когда А. Акаев, искусственно разогнав Улук Кенеш, избравший его президентом, задумал вводить в парламент двухпалатную систему. Бывшие народные депутаты предупреждали, что это обезличит законодательную и судебную власти, а президент получит полную безответственность. В результате так оно и вышло.

В 2002 году, когда президент КР вновь задумал менять Конституцию, я советовал думать не о власти, а о людях («Моя столица», 25.09.2002) и не гоняться за чужими образцами («СК», 29.11.2002).

Вскоре он перенял из российской Конституции статью о том, что президент выдвигает кандидатуру премьер-министра, в случае его отклонения имеет право разогнать парламент и объявить новые выборы. Так оно бытует и по сей день.

На основе этой статьи президент К. Бакиев, нарушив обещанный тандем север — юг, на основе которого он и был избран главой государства, отправил в отставку премьера Ф. Кулова, что и вызвало недовольство регионов, обострило оппозицию и привело в конце концов к апрельским и июньским трагедиям 2010 года.

На основе этой статьи за 25 лет сменилось 28 премьер-министров КР с кабинетами, идет беспощадная кадровая чехарда, грядет 9-я смена кабмина.

За 25 лет Основной закон нашего государства менялся восемь раз, идет подготовка к девятому…

Во всех вариантах ККР написано, что «народ является единственным источником государственной власти». На самом же деле в результате этих поправок народ стал источником наживы власти, так как поправки в Основной закон республики и изменения вносились не для усовершенствования народной власти, а для распределения злачных должностей и избежания правителями ответственности.

В 2006 году, когда бакиевская команда задумала вновь менять Конституцию КР с вводом партийной системы выборов, я считал, что в первую очередь «народу нужна крепкая власть» («СК», 21.07.2006) и что «Конституция требует жертв» («СК», 19.10.2007).

…Партии по существу являются не государственными, а общественными организациями. Почему у них должны быть особые привилегии? К тому же в партии могут объединяться «и сбор блатных, и шайка нищих». Где гарантия? При многопартийной системе никогда не будет стабильности в государстве, потому что партии «одной лишь думы знают власть, одну но пламенную страсть — ВЛАСТЬ! В борьбе за эту власть они будут бодаться меж собой, кучковаться во всевозможные фракции, чтобы сместить стоящих у власти. За все это народ будет рассчитываться вытоптанными пашнями, перерытыми дорогами, расстрелянными сыновьями» — так писал я в газета «Эне-Сай» (09.05.2007) и, к сожалению, не ошибся! Это и случилось через три года 7 апреля 2010-го на правительственной площади, в июне — на юге Кыргызстана.

В своей статье я предлагал при составлении Основного закона Кыргызстана опираться на традиции, национальный опыт, уходящий корнями в глубь тысячелетней истории кыргызского народа, к эпохе Манаса. Наш кочевой народ не знал наследственной монархии, жил в условиях родоплеменной демократии, своих судей и мудрецов (считай, парламент) и самого хана открыто избирал на принципах демократического централизма, избранники все важные дела решали, согласуя с народом, и брали на себя ответственность за благополучие, единство и защиту отечества.

Чтоб был народ всегда един,
Им должен править хан один! —
сказано в эпосе «Манас» — в завете наших предков.

В Конституции 1993 года было записано, что земельные участки Кыргызстана могут предоставляться гражданам республики в аренду с правом наследия, купля-продажа земли не допускается (ст. 4 п. 3). Этот запрет был мотивирован тем, что со временем владельцами территории Кыргызстана могут оказаться представители соседних государств, которые на правах собственника будут претендовать на отторжение своих участков, как это случилось с автономным Нагорным Карабахом.

В двадцатые годы, когда создавался СССР, азербайджанцев в Карабахе было менее половины от всего населения, большую часть составляли армяне и другие нации. К развалу СССР армянского населения оказалось уже 88%, что и привело к трагическим событиям, от которых соседние народы не могут оправиться по сей день.

В последующих конституциях КР п. 3 ст. 4 был отменен. Начался ажиотаж купли-продажи земель Кыргызстана, грянул поток подставных лиц из других государств, начались женитьбы, фиктивные браки с гражданами КР, усыновления, удочерения, переходы в гражданство КР, владельцами земельных наделов становились иностранцы через подставных лиц. Во спасение от иноземцев в Земельный кодекс КР ввели статью о запрете продажи земли семьям со смешанным гражданством. Но куда девать, например, китайчонка, рожденного гражданкой КР от дорожного ремонтника или
дордойского киоскера? Он же будет законным гражданином Кыргызстана с полным правом на земельную собственность!

В результате юг Кыргызстана может оказаться у Узбекистана и Таджикистана, север — у Казахстана и Китая. В Туркестане начнутся международные конфликты, о чем давно мечтают наши зарубежные «друзья». Для усмирения прибудут войска ООН, устроят очередной Ирак. Там нефть, у нас — золото и природные ресурсы. Соблазн велик!

Эта конституционная поправка привела к тому, что 90% судебных процессов связаны с куплей-продажей земли.
В верхних эшелонах власти идут дебаты и взаимные обвинения из-за купли-продажи земельных участков. Кое-кто сидит в тюрьме…

Мать-земля — это тело государства. Но если эта плодоносящая леди торгует своим телом, виноват ли в этом покупатель, у которого в ней естественная потребность, ниспосланная Всевышним создателем?

Основа спекуляции матушкой-страной заложена в Основном законе нашего государства.

И можно ли в таком случае винить того, кто купил участок земли, обработал и продал с выгодой? Такова ведь основа рыночной экономики!

По Конституции 1993 года постоянные комитеты парламента, помимо выполнения своего регламента, имели право рассматривать жалобы и заявления избирателей, выносить на сессию, содействовать справедливому решению судебных дел, постановлений правительства и пр.

По существующей Конституции эти комитеты ограничили себя исключительно кухонными делами ЖК, исполнением процедур регламента, сократили свои полномочия, утратили ответственность перед избирателями.

Вот пример. Во время выборной кампании избиратель поведал кандидату в ЖК о том, что много лет не может восстановить свое право на собственность жилого объекта, который был передан госорганизации постановлением правительства КР на основе незаконной коррупционной сделки. Суды отказали в иске, мотивируя истечением срока давности имущественных споров, хотя истец требовал отмены ошибочного правительственного постановления, на которое по ст. 221 ГК КР срок давности не распространяется. Кандидат пообещал помочь, если пройдет в депутаты.

Избиратель уговорил своих родных и близких отдать свои голоса за эту партию, и тот стал депутатом ЖК. Избиратель на радостях помчался к своему избраннику со своим заявлением. Депутат передал это заявление в комитет ЖК, тот отправил эту бумагу в ту же самую организацию, которая незаконно присвоила обозначенную собственность. Эта организация прислала отписку о том, что этот объект передан постановлением правительства КР. Комитет ЖК отправил жалобщику ксерокопию этой отписки с рекомендацией обратиться в суд, который отказал в иске.

Все, как в старом анекдоте, когда сторож детсада, спасаясь от детского шума, засунул в уши бананы. — Почему у вас в ушах бананы? — спросили дети. — Говорите громче, у меня в ушах бананы! — ответил сторож. Вот так слуги народа слушают его жалобы, то есть «единственного источника государственной власти».

Избиратели собрали подписи, чтобы отозвать депутата-обманщика, получили ответ, что, согласно ст. 73 Конституции, отзыв депутата не допускается. Вот и весь сказ! А сколько таких обещалкиных в ЖК КР!

Согласно действующей Конституции, все министерства и ведомства поделили партфракции между собой, превратили в свои кормушки, где и плодится вирус коррупции, взяточничества, кадровой чехарды. То и дело меняются руководители злачных комитетов и ведомств, министры культуры, образования, сельского хозяйства, как будто у нового министра вырастут рога и он, как козел, начнет преумножать мясомолочную продукцию.

Как признавался министр с/х Т. Айдаралиев, только в Чуйской области 30 тысяч гектаров пахотных земель остаются бесхозными, зарастают бурьяном. Две тысячи гектаров абрикосовых садов, высаженных вдоль побережья Иссык-Куля, высохли. Шустрые предприниматели кормят население овощами с селитрой, а иногда даже ишачьим мясом…

В результате всевозможных законодательных поправок Минобразования и Минкультуры совершенно утратили свои полномочия управления, учебные заведения погрязли в междоусобицах за трон ректора и директора, ниже пояса упал уровень обучения, репертуар театров формируется по прихоти авторов и постановщиков, потому что функционируют они согласно своим уставам, хотя бюджетные организации должны работать исключительно по госпрограмме. Кто платит, тот и хозяин. Всевозможные комиссии и рейды ревизируют не уровень образования и культуры, а исключительно финансовые затраты.

По Конституции 1993 года Контрольная палата полностью находилась в ведении парламента, обладала полномочиями контролировать принятые законы, а деятельность судебной и исполнительной власти, госбюджета — выносить на обсуждение сессии.

В действующей Конституции Контрольную палату превратили в Счетную, 1/3 аудиторов передали в ведение аппарата президента, остальных поделили меж собой партфракции. И теперь эта палата не контролирует, а считает, кто сколько съел.

Вот пример. В 2010 году после смены верховной власти республики Госкино КР обратилось в Счетную палату с просьбой оказать содействие в восстановлении финансовых нарушений прежнего руководства студии «Кыргызфильм», которое присвоило деньги, выделенные на съемку фильмов.

Счетная палата подсчитала, подтвердила сумму присвоенных денег и затухла. Миллионы сомов ушли на ветер! Фильмов нет.

В статье 5 Конституции 1993 года было записано, что госязыком КР является кыргызский, что государство гарантирует функционирование русского и других языков, которыми пользуется население Кыргызстана.

Во исполнение этого закона приняли госпрограмму по обязательному обучению госязыку не только в учебных заведениях, но и во всех госучреждениях, выделили бюджетные средства. В библиотеке им. К. Баялинова организовали учебный центр «Эне-тил ордосу», где обучались гослужащие с учетом специфики служебной деятельности. Прежде чем начать обучение, знакомили аудиторию с историей кыргызского народа, его богатейшим народным фольклором, трилогией «Манас», малыми эпосами, с трагической судьбой языковедов, музыкой, театром и кино.

В залах библиотеки размещались галереи наглядных пособий, малых эпосов, открыли зал «Манаса» с портретами выдающихся сказителей, с замечательной гравюрой Т. Герцена, издан энциклопедический трехтомник трилогии на русском и английском языках.

Преподавателям приходилось работать в три смены, выезжать в министерства и госкомитеты. Успех был колоссальный.

За два месяца курсанты начали свободно общаться на кыргызском, слушать анекдоты с прекрасным восприятием кыргызского юмора. Но, как только А. Акаев распустил парламент, помещение библиотеки отдали в аренду городскому театру, «Эне-тил ордосу» выгнали, оставив себе учебный инвентарь, аппаратуру, картинные галереи.

Я, как ректор, неоднократно обращался в Госкомиссию по языку при Президенте, к новоявленным министрам культуры и образования, приводил депутатов ЖК, но тщетно. Обучение госязыку заглохло.

В 2004 году, 2 апреля, А. Акаев подписал Указ «О дальнейшем совершенствовании госполитики по развитию двуязычия (билингвизма) и мерах по созданию необходимых условий для эффективного функционирования государственного и официального языков КР» с утверждением конкретной программы и финансирования, но через год работа вновь заглохла в связи со срочным бегством Акаева за пределы республики.

За истекшие годы сменилось более десяти руководителей Комиссии по госязыку. Кто только ни был ее председателем: дипломат, писатель, врач, критик, политик, золотоискатель, историк, экономист, бывший милиционер, журналист и др., но только не языковед! Эту комиссию превратили в обыкновенную кормушку. Ежегодно выделяются на гос-язык миллионы, но дело не движется. Кыргызский язык не идет в широкие массы. Обучение в учебных заведениях — на уровне худсамодеятельности. Работа по внедрению госязыка ограничивается патриотическими речами, помпезными мероприятиями с фуршетами и бешбармаками. А дело стоит.

Зато усилились требования говорить, выступать с трибуны, на судебных процессах, вести служебные дела на госязыке. Началась утечка профессиональных кадров, не владеющих кыргызским языком…

В 10-й статье действующей Конституции КР записано, что кыргызский является госязыком, а русский употребляется в качестве официального. Но как это понять? Официальный язык — он и есть язык государственного официального делопроизводства. Тогда почему местечковые патриоты требуют всестороннего перехода на кыргызский? А что мы сделали для того, чтобы граждане Кыргызстана знали кыргызский язык?

При президенте А. Акаеве заповеди эпоса «Манас» были объявлены национальной идеологией кыргызского государства.

При президентстве Р. Отунбаевой принят закон об изучении и пропаганде золотого источника кыргызского языка — эпоса «Манас». Но все это оказалось элементарным популизмом и кормушкой. Грянул поток всяких изданий, статей, вариантов эпоса, порою искажающих глубинные идеи и патриотический пафос великого сказания.

Составлен и издан хрестоматийный вариант сказаний «Манас», «Семетей», «Сейтек» на кыргызском, русском и узбекском языках, рекомендованный приказом Минобразования и науки в качестве учебного пособия, однако само ведомство не приобрело ни одного экземпляра. Трилогия переиздана в Москве, переведена на азербайджанский, грузинский, таджикский, украинский языки.

Инициаторы Закона КР «О сохранении, развитии и популяризации трилогии эпоса «Манас» депутаты ЖК КР К. Иманалиев и К. Самаков 14 мая 2015 года послали запрос министру образования и науки о выполнении учебными заведениями закона об изучении эпоса «Манас», ответа не получили — видимо, Минобразования находится в «объятиях» другой фракции.

Вот так «Комитеты ЖК КР контролируют проведение в жизнь законов и решений, принятых ЖК» (ст. 76, п. 2).
«КР гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его развития и изучения» — так сказано в ст. 10, п. 3.

Если так, то почему на юге страны узбекские школы начали переводить на кыргызский язык? А не чревато ли это межнациональными конфликтами, которые будут на руку экстремистам, как это было на юге в 1990 году и в июне 2010-го?

Не лучше ли в этих узбекских и русскоязычных школах усилить обучение кыргызскому, изучение эпоса «Манас», истории Кыргызстана?

Кто заставлял наше поколение изучать и знать русский язык и русскую литературу? Это была жизненная необходимость, которая дала прекрасные прогрессивные результаты.

Заставлять всех граждан немедля перейти на кыргызский язык — это все равно что всем предприятиям общепита приказать готовить только бешбармак из конины, не обеспечив конским мясом.

Действующая Конституция наполнена громкими лозунгами, не имеющими реальности выполнения, порою — противоречивыми статьями.

В статьях о правах и свободе человека и гражданина декларируется, что государство защищает честь и достоинство своих граждан, и в то же время в ст. 33, п. 5 сказано: “Никто не может подвергнуть уголовному преследованию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности». Как это понять? А если эта информация ложная, клеветническая, в стиле бабьих сплетен и она ушла на весь мир? Многие СМИ, путая свободу слова со вседозволенностью, порою безответственно, безнаказанно распространяют поток брехни, не соответствующей действительности, пародии, карикатуры, оскорбляющие честь и достоинство личности, не считаясь с возрастом, высшей должностью и всенародным авторитетом, что и приводит к громким судебным процессам. В Уголовном кодексе КР ст. 127 (клевета), ст. 126 (оскорбление личности) отменены и подтверждены действующей Конституцией.

В преамбуле Конституции 1993 года, в составлении которой участвовал и ваш покорный слуга, было сказано, что «народ Кыргызстана, стремясь обеспечить национальное возрождение кыргызов и развитие интересов всех национальностей, образующих народ Кыргызстана, исходя из заветов предков, провозглашая свою приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям национальных традиций … принимает настоящую Конституцию».

Кыргызский народ строго придерживается этических норм человеческого общения с учетом возраста, пола, этнического происхождения и социального положения, с глубочайшим почтением относится к свои матерям и дочерям.

Куда все это подевалось?!

В ст. 47 действующей Конституции говорится, что каждый имеет право на охрану здоровья. Тут бы следовало добавить: за свой счет по базарной цене или за милостыню, так как многие родители попрошайничают через СМИ, чтобы спасти от смерти своего ребенка.

Серьезно заболел замечательный актер кино и театра, любимец публики Азиз Мурадиллаев, на лечение которого требуются деньги, не превышающие цену трех юбилейных песен Киркорова. Депутаты ЖК, умоляя своих коллег помочь больному актеру, видимо, довели их до слез, вынудили бедствующих депутатов скрепя сердце пожертвовать однодневной зарплатой. Ну и ну! А где наш ар-намыз — честь и совесть? Неужто они сохранились лишь в названии политпартии Ф. Кулова и вместе с ней ушли в подполье? А где государственная забота о здоровье своих граждан? Куда уходят наличные деньги, собранные у граждан через больницы, лаборатории и роддома? Куда тратятся миллионные суммы соцналога, гранты и прочее?

Президент КР на период своих полномочий приостанавливает членство в политпартии, прекращает действия, связанные с нею (ст. 63, п. 3). Но реально ли это?! Как он может прервать связь с партией, которую он создавал и членов которой содержит и финансирует их деятельность?! Это же очковтирательство, на которое вынуждает конституционная партсистема.

Согласно ст. 7, п. 2 действующей Конституции, депутат ЖК не может осуществлять предпринимательскую деятельность. Но может ли так быть на самом деле?! Куда ему девать свое предприятие, коммерцию, созданную кровью и потом, на средства от которых он и стал депутатом? И здесь возникает необходимость обмана и укрывательства. Точно такие же условия создает декларация о собственности, которая вынуждает госдеятелей формально переоформлять свои владения на других лиц, прятать, врать…

Совершенно непонятна логика этих требований. Не все же жулики и воры? А если так, то докажи! Не надо забывать, что нынче мы живем по законам не социализма, а капитализма, фундаментом которого является частная собственность!
И все эти нестыковки, заложенные в Основной закон государства, вносят в жизнь вирус коррупции и взяточничества, создают благодатные условия для процветания всепожирающего микроба.

Отрадно, что Президент А. Атамбаев объявил беспощадную войну коррупции и взяточничеству и со свойственной ему эмоциональной прямотой, невзирая на лица, наказывает и сажает в тюрьму. Но сможет ли он излечить государство от этого заразного вируса путем наказания и изоляции коррупционеров, не выявив и не уничтожив источник заразы?

В 2010 году, когда начались обсуждения проекта новой Конституции и закона о введении в действие, председатель партии «Ак-Шумкар» и. о. министра финансов Темир Сариев пригласил меня в Исторический музей принять участие в обсуждении этих проектов, усадил в президиум собрания. Когда экс-вице-премьер М. Зулпуев заговорил о недостатках проектов, в зале начали хлопать в ладоши, перебивать оратора.

Пришлось призывать аудиторию к порядку. Я поддержал М. Зулпуева, обратился к залу с вопросами: почему нельзя избрать Розу Отунбаеву спикером ЖК или дать полномочия премьер-министра, чтобы она, согласно ст. 52 действующей Конституции, могла выполнять обязанности президента КР до тщательной подготовки нового проекта Конституции?.. почему срок полномочий президента КР установлен до 31 декабря 2011 года и почему он не вправе баллотироваться в президенты на очередных выборах?.. почему до 1 сентября 2020 года нельзя вносить поправки в принятую Конституцию? Зал замолк и задумался. Но тут выбежал на сцену один из дежурных аксакалов, начал укорять меня за то, что, видишь ли, меня пригласили и посадили в президиум как почетного аксакала, а я вместо благодарности чегой-то вякаю против Основного закона.

Я ответил, что я не дежурный аксакал, а старый сторож, охраняющий республику, в создании которой принимал участие, и, пожелав Темиру Сариеву, чтобы его утвердили министром финансов, и предупредив, что в случае принятия этой Конституции он станет одним из козлов отпущения, покинул зал. И не ошибся! Впоследствии так оно и случилось.

За пять лет его трижды перемещали с должностей, он был шестым премьером, отправленным в отставку без права возврата на прежнюю должность.

Свое отношение к новому проекту Конституции и закону о его принятии я выразил в своей статье «Не наступить бы на кетмень…» Как верно сказал Владимир Путин, мы то и дело наступаем на одни и те же грабли. И если в первый раз отделались ушибом на лбу, то во второй из этой же раны хлынула алая кровь.

«Сейчас необходимо созвать внеочередную сессию ЖК, избрать Р. Отунбаеву спикером, чтобы она, согласно ст. 52 действующей Конституции, полностью исполняла обязанности президента КР… Принять новую Конституцию с соблюдением всех законодательных нормативов, провести выборы ЖК и президента», — писал я в газете «Слово Кыргызстана» 7 мая 2010 года. Не послушались. Впопыхах провели референдум с назначением Р. Отунбаевой временным президентом, без какого-либо обсуждения приняли новую Конституцию КР. Именно об этой оплошности говорил А. Атамбаев на правительственной площади 31 августа 2016 года. По новой Конституции выбрали новых депутатов ЖК по партийным спискам.

Избиратели голосовали за лидеров этих партий. Но почти никого из них в парламенте не оказалось. Одни не прошли, а те, кто прошел, оказались в госвласти, выгрузив из своих кара-куржунов неизвестных, но о-очень дорогих депутатов.
В Конституции КР 2010 года сохранились те же пороки, что и в предыдущих вариантах: «единственный источник государственной власти» — народ — обезличен, не имеет властных полномочий, а сами власти не несут перед ним никакой ответственности; не укреплена судебная власть; правительство вновь представлено в роли козла отпущения — за минувшие пять лет сменились восемь премьеров с кабинетами, кадровая чехарда продолжается, фракции поделили меж собой министерства, превратив их в свои кормушки; парламентарии погрязли в судебных процессах, в зале заседаний устраивают бои без правил.

А так называемое парламентское правление, которым бравируют иные «демократы», — блеф чистой воды. Любые решения парламента подписывает президент, исполняет кабинет министров. Полная безответственность: Иван кивает на Петра, Петр — на Ерему.

А в конечном счете за все будет отвечать глава государства, вынужденный спасаться бегством, что и случилось с предыдущими президентами.

Согласно ст. 70, п. 3 ККР, депутаты ЖК объединяются во фракции. Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций, имеющая более половины депутатских мандатов, которые будут решать все вопросы. Депутаты, не вошедшие в большинство, не имея решающего количества голосов, уходят в оппозицию.

Объединенные представители партий, вошедших в альянс, все вопросы решают в интересах своих партий. Но, простите, в чьих интересах парламент избран? Партий или народа?

Парламентской оппозицией считается фракция (или фракции), не входящая в состав парламентского большинства и объявившая о своей оппозиции по отношению к нему (ст. 70, п. 3).

“Оппозиция — группа лиц внутри какого-либо общества, партии, ведущая противодействие, «сопротивление большинству» (Словарь русского языка, стр. 444).

В преамбуле говорится, что эта Конституция принимается для укрепления государственности и единства народа исходя из заветов наших предков жить в мире и согласии.

Но может ли быть единство народа и государства, если на верхотуре этого государства нет мира и согласия, избранники народа кучкуются по фракциям, сопротивляются, противодействуют друг другу, дерутся за власть?! И все это заложено в Основном законе этого же государства.

В конечном счете Кыргызстан погряз в долгах и коррупции, идет развал культуры и просвещения, грядет духовная деградация народа, обостряется борьба за власть, сотни тысяч наших граждан мотаются за рубежом в поисках заработка, подвергаются оскорблениям и даже гибели. Именно поэтому Президент А. Атамбаев, иные депутаты и даже те, кто составлял и принимал действующую Конституцию, предлагают внести поправки и дополнения.

В газетах идет критика языкового содержания статей, начисто искажающего смысл закона, составители сплошь и рядом путают смысл слов «укуктуу» («обязан») и «укугу» бар» («имеет право»).

Например, в ст. 51 сказано, что «граждане имеют право возвращаться в КР», в кыргызском тексте — «укуктуу», то есть обязаны.

В ст. 85 сказано, что ЖК может оказать недоверие («ишеним кєрсєтїї») премьер-министру и его кабинету. В данном случае речь идет о невыполнении порученного дела («ишенимди аткаруу»). Недоверие же оказывают преступнику и жулику. Неужто все 28 смещенных премьеров со своими кабинетами оказались таковыми?!

Премьер-министру и его кабинету доверили, то есть поручили, дела государства, а они попросту не справились с этим поручением. Но это вовсе не означает, что вся эта команда оказалась преступной бандой, не достойной доверия.
Невольно вспоминается разговор с одним из экс-министров КР.

— Байке, я никогда не лез во власть, работал в свое удовольствие. Вдруг позвали и назначили министром. И теперь я вместе с другими членами правительства кормлю не менее 81 депутата ЖК, — со смехом сказал министр.

— Почему 81? А остальные 79 депутатов ЖК сидят голодными, что ли? — расхохотался я.

— По Конституции не менее 1/3 депутатов ЖК, а это 40 голосов, могут оказать недоверие (ишеним кєрсєтпєє) кабинету министров и более 80 депутатов нас могут выгнать как недостойно потерявших доверие, — грустно улыбнулся министр.

Очень скоро ЖК объявил недоверие этому правительству и разогнал. Видимо, кого-то недокормили.

В ст. 87, п. 2.3 говорится о том, что премьер-министр и его кабинет, отправленные в отставку по «выражению недоверия», продолжают «исполнять свои обязанности» (то есть осуществлять те же деяния, за которые получили недоверие) до формирования нового, более доверчивого кабинета. А как долго это может продлиться? И где здесь логика?

Многие статьи русского текста начинаются со слов «каждый имеет право», то есть каждый идиот, каждый преступник, каждый педофил и прочие товарищи без разбора. Об этих ляпсусах Конституции заговорили через шесть лет после выступления А. Атамбаева, а куда эти критики смотрели раньше?

Во всех изъянах действующего Основного закона пытаются обвинить депутата О. Текебаева, как будто он один составлял и принимал эти статьи. А куда смотрели члены Конституционной комиссии, 120 депутатов ЖК?! А в чем тогда выражается хваленое парламентское правление?

Через шесть лет не могут найти оригинал Конституции, принятый ЖК и утвержденный президентом. А был ли он вообще?!

В ст. 1, п. 2. проекта закона КР «О введении в действие Конституции КР» сказано, что закон и Конституция КР, принятые референдумом, не требуют подписания («Эркин-Тоо», 20.05.2010). В ст. 114, п. 5 проекта Конституции КР, опубликованного в том же номере, сказано: «Принятый закон о внесении изменений в настоящую Конституцию подлежит подписанию президентом».

Референдум — это всенародное голосование, то есть выражение своего отношения к тому или иному государственному вопросу, и не имеет законодательных полномочий. Этим правом обладает законодательная власть государства — парламент. Любой государственный закон, и тем более Основной, вступает в силу после принятия парламентом государства, подтверждения подписью главы государства — Президента. Конституция КР 2010 года, одобренная референдумом, не была принята Жогорку Кенешем и не подписана Президентом КР — можно ли считать ее законной!?

Вот такой вот раскардаш, что и привело к полной безответственности законодателей.

В 1993 году, когда принимались Конституция и другие законы, депутаты голосовали поименно, принятые нормативы вступали в силу после утверждения президентом. Это обуславливало взаимную ответственность за принятие и исполнение законов.

В 1994 году, когда я приехал к своим избирателям с отчетом, старый учитель начал упрекать за то, что депутаты приняли флаг республики с изображением подсолнуха, который является знаком холуйства и подхалимажа: «Кїн тийген жардин черосу» («Слуга тому, кто лучше греет»).

Я сказал, что выступил и голосовал против такого флага, потом прислал этому учителю копии стенограммы и протокола. Когда я приехал в школу, меня встречали как народного героя. Я, конечно, был рад и счастлив!

Иные депутаты ЖК предлагают внести в действующую Конституцию поправки и добавления. Но спасут ли они нашу республику от дальнейшей деградации, если в ней сохранится основной порок — партийная система выборов и назначений исполнительной власти? Эта система не свойственна менталитету, противоречит национальной идеологии, ярко выраженной в эпосе «Манас».

«Манас, как великий человек, совершает великие ошибки», — говорил в своем докладе Касым Тыныстанов на конференции 1935 года.

Но какую же великую ошибку он совершил?! После смерти хана Ногоя кыргызские племена теряют единство и не в силах дать отпор захватчикам, бегут на Алтай, где избирают юного Манаса своим единым правителем — ажо.

Со всех концов к нему съезжаются земляки. Манас управляет ханством по формуле родоплеменной, демократической республики. Все вопросы молодой ажо (президент) решает, советуясь с мудрыми аксакалами и родоплеменными ханами (считай, парламент), веления его исполняют кырк-чоро — сорок дружинников (считай, кабинет министров), за свои деяния Манас держит ответ перед всенародным курултаем. Вскоре он становится могучим вождем, возвращает кыргызский народ на землю обетованную, создает единый кыргызский каганат. Из Китая перебегает к нему воин Алманбет. Историки считают, что это случилось в 847 году нашей эры, прототипом перебежчика был воин уйгурского ханства по прозвищу Гюйлю бала, в переводе — «шустрое дитя».

Манас, сложив с себя ответственность, все дела каганата передает своему другу Алманбету. Возмущенные ханы вступают в заговор, хотят сместить Манаса с престола и изгнать пришельца. Алманбет, назначенный главнокомандующим, под страхом смерти гонит недовольных ханов с войсками в поход на Китай. Сам Манас идет рядовым желдетом. Все погибают. Манас, истекая кровью, возвращается в Талас, в слезах просит у народа прощения и умирает. Единый кыргызский каганат разрушается. Так завершается великая ошибка Великого Манаса.

«И смерть Манаса, и гибель его дружины — неутешная трагедия […] Если любимый герой вопреки воле своих соотечественников выступает в боевой поход, народ беспощаден к своем любимцу. Таков поучительный идейный смысл сказания о Манасе», — писал Ч. Айтматов в предисловии к четырехтомному варианту С. Орозбакова в 1978 году.

Манас был велик и непобедим, когда управлял государством на основе родоплеменной демократии с большой ответственностью перед народом, но, стоило ему пойти против воли народа, был обречен на гибель и распад единого кыргызского государства!

И тысячу, и больше лет
Кыргызы жили под пятой,
То под одной, то под другой…

В середине ХIХ века родо-племенные регионы Кыргызстана, истекая кровью от Кокандского ханства и междоусобиц, принимают российское подданство, передав свои пахотные земли.

Хоть стало на земле тесней,
Дешевый хлеб берем с полей.
Пришел орус, от смерти спас
Народ, воюющий за власть, —
писал выдающийся акын
Молдо Кылыч.

В первые же годы советской власти все политпартии, кроме коммунистической, были признаны вне закона, отменены всевозможные фракции и группировки вплоть до жестоких репрессий, что и способствовало единению разношерстного населения в могучую Советскую державу.

В конце 80-х годов, когда началась бурная так называемая перестройка, будучи спецкором «Правды», я писал о том, что здание Советского государства держится на трех китах: Единая партия, Единая армия, Единая экономическая система. Стоит одному из этих китов уйти на дно — и наш дворец развалится, как карточный домик. Так оно и получилось, когда только из Конституции СССР убрали единую КПСС…

Всевозможные партии и группировки мигом распотрошили единый советский каганат. Начались междоусобицы на Кавказе, в Украине и т. д.

И теперь лидеры СНГ создают Европейский, Таможенный и прочие союзы, встречаются на саммитах ШОС, чтобы как-то восстановить хотя бы экономическое и боевое единство. Дай-то бог!

Приближаются выборы нового президента КР, в регионах Кыргызстана начались подводные брожения, каждая политпартия в борьбе за власть будет тянуть одеяло на себя, пока не разорвут его в клочья.

Предлагаемые поправки и дополнения в действующий Основной закон не спасут наш народ от грядущей беды, поэтому необходимо разрубить этот гордиев узел одним махом — принять новую Конституцию республики, основанную на подлинном народовластии по принципу демократического централизма, когда государственная власть избирается самим народом, перед которым избранные правители будут держать ответ.

Предлагаю обновленный проект Конституции Республики Кыргызстан с введением института Всенародного курултая, который был составлен в 2007 году на базе Основного закона 1993 года.

О проекте Конституции Республики Кыргызстан

«Всенародный курултай»
Ковыль отцветет. Останутся горы.
Правитель уйдет. Вечны народы.
Народная мудрость

— Скажи, мы чем сильны, Басманов? Мнением! Да, мнением народным.
А. Пушкин, «Борис Годунов»

Проект предложенной Конституции состоит из 47 статей: каждая область Кыргызстана и Бишкек избирают по 100 делегатов Всенародного курултая. Всенародный курултай в составе 800 делегатов избирает президента Республики Кыргызстан сроком на 10 лет и председателя Верховного суда, депутатов Верховного собрания (парламента) по 10 человек от каждой области и Бишкека сроком на 5 лет, ежегодно слушает отчет президента, председателя Верховного суда и спикера Верховного собрания и если чья-либо деятельность будет признана неудовлетворительной, вправе отозвать их до истечения срока.

Президент, избранный сроком на 10 лет, является главой государства и правительства, формирует кабинет министров, после годового отчета перед Всенародным курултаем может быть отозван досрочно, по истечении 10-летнего срока на общих основаниях может выдвигаться на следующий срок.

Верховное собрание (парламент) в составе 80 депутатов принимает законы, контролирует их исполнение, утверждает генпрокурора и состав правительства, предложенный президентом, состав судей, предложенный председателем Верховного суда.

Председатель Верховного (Конституционного) суда избирается бессрочно с учетом возраста и здоровья. Мужчины — до 75 лет, женщины — до 70. Председатель ВС контролирует правосудие, формирует состав судей, ежегодно отчитывается перед Всенародным курултаем.

В предыдущих вариантах конституций КР было сказано, что земля, ее недра, воды и другие природные ресурсы являются собственностью Кыргызской Республики, поэтому господа, стоявшие у власти, продавали земли, рудники и прочие природные ресурсы в свою пользу.

Согласно данному проекту, все ресурсы являются собственностью народа Кыргызстана, соответствующих регионов: Кумтор — собственность Иссык-Кульской области, Джеруй — Таласской, воды Нарына — Нарынской, энергетика — Ошской области и т. д.

Таким образом, произойдет конституционная национализация Кумтора. Любые суды будут бессильны перед неприкосновенной собственностью народа. Инвестиционные сделки прошлых президентов КР, составленные без согласия народа, окажутся вне закона.

Земля не продается, сдается в аренду с правом наследия и продления срока.

Здесь могут возникнуть опасения, что начнется обратный процесс возврата частных земельных участков государству.

Такого быть не должно! Владельцы земельных участков остаются владельцами на правах неприкосновенности и арендатора. Государство как арендодатель будет обязано обеспечивать благосостояние и водоснабжение этих земель.

Строения и прочее имущество, расположенное на арендуемых участках, являются неприкосновенной собственностью законных владельцев.

Политические партии на правах общественных организаций имеют право выдвигать своих кандидатов в государственную власть, в делегаты Всенародного курултая, в депутаты Высшего собрания и др. Такими же полномочиями обладают официальные религиозные конфессии (мусульманство, христианство и др.).

Согласно ст. 5, кыргызский язык является государственным, русский служит межнациональному, деловому и международному общению, как оно есть на самом деле!

Права неприкосновенности и иммунитета сохраняются, но если обладатель этого права нарушает закон, то оно считается отягчающим обстоятельством вины.

Выборы, принятие конституционных решений, законов и прочее проводятся открытым голосованием. Если выборщик — делегат Всенародного курултая, депутат Высшего собрания — честен, добросовестно осуществляет свой выбор, дает свою истинную оценку, то почему он должен делать это таинственно, как пойманный преступник, биометрировать отпечатки своих потных пальцев?! Но если он боится открыто высказывать свое мнение, какой же он представитель народа?
В переходный период возврата от капитализма к социализму была необходимость сосредоточить государственную, исполнительную власти и ответственность в одних руках. Так было в первые годы советской власти — генсек (считай, президент) одновременно был и предсовмина СССР (Ленин, Сталин, Хрущев). И это не карьеристская прихоть, а жизненная необходимость.

В переходный период возврата к капитализму поводья высшей государственной власти должны быть в одних крепких руках, ответственных перед народом. «Народу нужна крепкая власть и справедливость» («СК», 19.12.2003). Яркий пример тому — президенты: Узбекистана — И. Каримов, Казахстана — Н. Назарбаев, Белоруссии — А. Лукашенко, России — В. Путин, которые фактически являются главой и государства, и правительства, премьер-министр — преданная правая рука.

К предложенному проекту новой Конституции приложен исправленный текст гимна, который ныне поют, почему-то прижав ладони к груди — жесте раболепия и холуйства. «Єркєндєй бер, єсє бер, єз тагдыры? колуўда!» («Развивайся и расти, твоя судьба в твоих руках!») — так поют парламентарии прекрасного пола, положив правую руку на левую чашку бюстгальтера. И трудно понять, что они имеют в виду.

Считаю, что необходимо заменить и флаг Республики Кыргызстан, который не соответствует своему назначению и геральдике.

Тюндюк юрты для кыргызского народа с древнейших времен был глубочайшим символом: выходом к Кокё-Тенгир — Всевышнему Богу синего неба; с тюндюка падает в дом Кутжылдыз — звезда счастья; это выход в бездонное голубое небо, к сияющим звездам, светлой луне, во Вселенную!

«Чтоб сгорел твой тюндюк!» — самое страшное роковое проклятье…

Однако государственный символ Кыргызстана представлен в виде тюндюка на красном кровавом фоне, с решеткой в центре, объятой языками пламени.

Правительственная площадь, где развевается это полотнище, залито кровью убиенных и раненых 7 апреля 2010-го, в июне этого же года в огне пожарищ оказался юг Кыргызстана.

Неугасимым пламенем горели рынки и складские помещения, живьем сгорели в Москве дочери Кыргызстана.

А за тюремной решеткой оказались государственные деятели и парламентарии республики.

А сколько кровавых столкновений происходит с авто, имеющими спереди и сзади госномера с флагами цвета крови?!

Вот таким роковым оказалось значение знамени Кыргызской Республики!

Говорят, что эти языки пламени — символы сорока кыргызских родов. А кто их подсчитал, где они и кто об этом знает? А куда девались представители других родов и племен Республики Кыргызстан?

Символы кыргызских племен и родов были цвета самой природы: голубого, зеленого, белого. Красный стяг был знаком войны. Это описано и в эпосе «Манас»:

Когда родился сын Манас,
Жакып на той народ созвал
И вновь Ногоя синий стяг
На весь Алтай затрепетал.
Но вот Манас идет в боевой поход:
С зеленым древком красный стяг
Затрепетал над головой,
Под ним когда-то хан Ногой
Водил войска на смертный бой!
Ногой — дед Манаса.

Флаг СССР с серпом и молотом был красного цвета — так социализм объявил войну «загнивающему капитализму».

Символ кыргызского государства в представленном проекте Конституции изображен в виде тюндюка с позолоченными узорами на фоне голубого неба с путеводной звездой — Кутжылдыз, внизу — семь белых полос, отражающих семь рек. «Семиречье» — так называлась наша страна с древнейших времен.

Учитывая претензии к тексту гимна и внешнему виду госфлага, ЖК КР принял постановление «О внесении дополнения и изменения в постановление ЖК КР «Об образовании комиссии по изменению текста Госгимна и внешнего вида Госфлага КР» №272-V от 25 мая 2011 года. Госкомиссия в состав которой, помимо депутатов ЖК, входили историки, литераторы, художники, авторы флага и гимна, рассмотрела и обсудила более десятка вариантов текста гимна и флагов, на заключительное заседание вынесли два вида флага: старый красный и голубой. Однако вскоре спикер ЖК А. Келдибеков, подписавший постановление, был смещен и арестован, председатель комиссии депутат ЖК КР от фракции «Ар-Намыс» А. Маматалиев переведен на должность вице-премьера, из гимна убрали один куплет, флаг остался прежним и продолжает гореть ярким пламенем…

Сейчас идут дебаты, можно ли вносить в действующую Конституцию какие-либо изменения, если в декрете Временного правительства ВП №39 от 19 мая 2010 года в ст. 4 сказано, что в ст. 114 ККР нельзя вносить какие-либо изменения до 1 сентября 2020-го.

Во-первых, из каких соображений наложен этот запрет?

Во-вторых, это не Конституционный закон, а декрет Временного правительства КР, которое действовало, пока будущий кабмин только зарождался.

Следовательно, Президент А. Атамбаев имеет полное право отменить этот запрет своим Указом в связи с истечением срока действия Временного правительства.

По 114 ст. действующей Конституции изменения в 1, 3, 4, 6, 7, 8-м разделах могут приниматься по предложению большинства от общего числа депутатов ЖК либо по инициативе более 300 тысяч избирателей. Именно в этих разделах действующего Основного закона обозначена структура верховной власти кыргызского государства. Для принятия Конституции Всенародного курултая достаточно будет в рабочем порядке набрать 61 депутатский голос, а организовать инициативу 300 тысяч избирательских голосов еще проще!

Недавно между депутатскими фракциями ЖК произошел раскол, трещины которого ушли в политпартии и регионы страны. В обществе идут острые дебаты о внесении поправок в Конституцию и проведении референдума, причем не по содержанию статей и добавок, а по легитимности действующего Основного закона.

Предложенные поправки едва ли можно считать Конституциями. Они не касаются государственного строения. Их можно внести в рабочем порядке в подведомственные законодательства, Гражданский кодекс и другие нормативные акты, которые могут меняться согласно сложившимся жизненным обстоятельствам. Как это случилось, например, со ст. 41 действующей Конституции КР, согласно которой «каждый имеет право обратиться в международные организации по правам человека». Но есть ли гарантия, что эти международные благодетели примут объективное решение и не будут совать свои руки под одеяло суверенного государства?!

Референдум и выборы в местные советы, намеченные на декабрь, могут стать поводом для противостояний и конфликтов. Партии, не попавшие во власть, будут добиваться досрочного смещения Президента, роспуска ЖК, тридцатой отставки правительства КР. И мы действительно можем наступить на кетмень.

Народ Кыргызстана вновь может стать заложником дворцовых переворотов, которые почему-то называют революциями, окрашивая их в разные цвета, тогда как революция — это коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества, а не очередная смена верховной власти.

Наш народ еще не оправился от прошедших потрясений. Слезы еще не высохли…

И еще скажу я вам:
Где власть, там подлость и обман…
За власть из зависти убьют,
И разорят, и продадут.
А выгоду получит плут.
А потому — разумным будь!
— таков завет Великого Манаса.

Дай бог, чтобы я ошибся хотя бы в этот раз!

Мар БАЙДЖИЕВ.






Добавить комментарий