Main Menu

Куль­тур-муль­тур в Кыр­гыз­ста­не

Начало.

«Ес­ли кыр­гы­зу не разъ­яс­нишь по-рус­ски, он те­бе не по­ве­рит…”
Са­ли­жан Жи­ги­тов.

В Ука­зе Пре­зи­ден­та А. Атам­ба­е­ва со­вер­шен­но вер­но го­во­рит­ся, что «даль­ней­шее ук­реп­ле­ние эко­но­ми­ки Кыр­гыз­ста­на во мно­гом за­ви­сит от раз­ви­тия куль­ту­ры и ду­хов­но­с­ти в стра­не» и что «не­до­ста­ток долж­но­го вни­ма­ния со сто­ро­ны го­су­дар­ства, не­со­от­вет­ствие ин­фра­струк­ту­ры со­вре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям обо­ра­чи­ва­ет­ся де­фи­ци­том мо­раль­но-нрав­ствен­ных ори­ен­ти­ров».
По­ли­ти­ки ре­с­пуб­ли­ки в стра­ст­ной борь­бе за власть и раз­ви­тие эко­но­ми­ки слов­но за­бы­ли, что бо­гат­ство го­су­дар­ства со­сто­ит не толь­ко из ма­те­ри­аль­ных благ, но из ду­хов­ных цен­но­с­тей. За по­след­ние го­ды куль­ту­ра и ис­кус­ство прак­ти­че­с­ки пре­вра­ще­ны в за­ба­ву и раз­вле­че­ния на пом­пез­ных то­ях с обиль­ным беш­бар­ма­ком и по­пой­ка­ми, что и ус­т­ро­и­ли на сце­не Те­а­т­ра опе­ры и ба­ле­та.
На низ­ком уров­не на­хо­дят­ся обу­че­ние и под­го­тов­ка твор­че­с­ких ка­д­ров. В ре­с­пуб­ли­ке функ­ци­о­ни­ру­ют ин­сти­тут ис­кусств, кон­сер­ва­то­рия, учи­ли­ща, в не­ко­то­рых ву­зах от­кры­ты фа­куль­те­ты ки­но и те­а­т­ра, име­ют­ся те­а­т­раль­ные сту­дии. Уча­щих­ся на­би­ра­ют без осо­бо­го раз­бо­ра. За­бы­вая, что ак­тер, на­при­мер, по­ми­мо ис­пол­ни­тель­ских спо­соб­но­с­тей дол­жен об­ла­дать го­ло­со­вы­ми дан­ны­ми, внеш­но­с­тью, знать ис­то­рию ис­кус­ства, твор­че­с­т­во вы­да­ю­щих­ся ма­с­те­ров, ду­хов­ную куль­ту­ру сво­е­го на­ро­да.
В 2005 го­ду на ина­у­гу­ра­ции вто­ро­го пре­зи­ден­та КР пра­ви­тель­ст­вен­ную пло­щадь оку­ри­ва­ли ар­че­вым ды­мом с за­кли­на­ни­я­ми: «Алас! Алас!». Де­ла­ла это ак­три­са, за­гри­ми­ро­ван­ная под ста­ру­ху! Ник­то не под­ска­зал, что это древ­ний ша­ман­ский ри­ту­ал, из­го­ня­ю­щий из жи­лья злых ду­хов, ко­ма­ров, блох и про­чих кро­во­со­сов. А по­том на всю пло­щадь под сим­фо­ни­че­с­кий ор­кестр за­зву­ча­ла За­столь­ная пес­ня ита­ль­ян­ско­го ком­по­зи­то­ра Дж. Вер­ди со сло­ва­ми:
«Вы­со­ко под­ни­мем все куб­ки ве­се­лья
И жад­но при­льнем к ним ус­та­ми…»
с при­зы­вом:
«Ло­ви­те сча­с­тья миг зла­той, его тяж­ка ут­ра­та» и т. д.
Ник­то из по­ста­нов­щи­ков Мин­куль­ту­ры, ви­дать, не знал, что это за­столь­ный гимн кур­ти­зан­ки (т. е. про­сти­тут­ки) пуб­лич­но­го до­ма из опе­ры «Тра­ви­а­та» («Пад­шая»).
Воз­мож­но, это ста­ло пред­зна­ме­но­ва­ни­ем тра­ге­дии, про­изо­шед­шей на этой же пло­ща­ди 7 ап­ре­ля 2010 го­да и не­за­вид­ной уча­с­ти тех, кто «ло­вил сча­с­тья миг зла­той» (т. е. «Кум­то­ра» и др.), ко­то­рых при­шлось-та­ки вы­ку­ри­вать из Кыр­гыз­ста­на.
В те­а­т­рах, ки­но и на зре­лищ­ных ме­ро­при­яти­ях на­блю­да­ет­ся са­мо­де­я­тель­ная анар­хия, низ­кий ху­до­же­с­т­вен­ный уро­вень, по­рою до­хо­дя­щий до ос­кор­бле­ния че­с­ти и до­сто­ин­ства все­на­род­но из­бран­но­го гла­вы го­су­дар­ства. Не­кие са­ти­ри­ки на­зва­ли А. Атам­ба­е­ва «па­с­ту­хом 120 ба­ра­нов», то есть  пар­ла­мен­та, вы­сме­и­ва­ют тра­ги­че­с­кую ги­бель не­вин­ных жертв, рас­стре­лян­ных с кры­ши Бе­ло­го до­ма.
Ре­пер­ту­ар те­а­т­ров изо­би­лу­ет спек­так­ля­ми-од­но­днев­ка­ми, оп­ла­чен­ны­ми ро­ди­ча­ми ме­с­теч­ко­вых ге­ро­ев. Со сце­ны прет мно­го­слов­ная бы­то­ву­ха, бес­сты­жий на­ту­ра­лизм, вплоть до сек­су­аль­ных из­вра­ще­ний и пор­но­гра­фии. Спек­так­ли ста­вят за­ез­жие ре­жис­се­ры раз­но­го ро­да. В Рус­ском ака­де­ми­че­с­ком драм­те­а­т­ре на сце­ну вы­во­ди­ли го­лых му­жи­ков, сту­дент­ки сту­дии,  вы­стро­ив­шись в ряд, со­са­ли ба­на­ны. На сце­не Кыр­гыз­ско­го драм­те­а­т­ра не­кая мо­дер­но­вая труп­па, при­быв­шая из Ан­г­лии, ра­зы­г­ра­ла тра­ге­дию В. Шек­с­пи­ра «Гам­лет», дей­ствия ко­то­рой про­ис­хо­дят не в ко­ро­лев­ском двор­це, а в за­чу­хан­ном ка­ба­ре. Гам­лет чи­тал тра­ги­че­с­кие мо­но­ло­ги в по­тер­тых джин­сах и за­мыз­ган­ных бо­та­сах. Ним­фу-Офе­лию иг­ра­ла низ­ко­рос­лая, кри­во­но­гая вьет­нам­ка. Сам Гам­лет ока­зал­ся го­мо­сек­су­а­ли­с­том, а его друг Го­ра­ций — ге­ем, ко­то­ро­го, под­тя­нув бюст­галь­тер, иг­ра­ла жен­щи­на. Ос­кор­би­тель­но!
Ви­ди­мо, эти за­ез­жие «но­ва­то­ры» ду­ма­ли, что при­бы­ли в стра­ну ди­ко­ка­мен­ных иро­ке­зов. От­ку­да им знать, что имен­но на этой сце­не и да­же в са­мом Лон­до­не вы­да­ю­щий­ся Му­рат­бек Ры­с­ку­лов ду­шил свою пре­крас­ную Дез­де­мо­ну, же­с­то­ко рас­прав­лял­ся с людь­ми Ри­чард III — C.  Жу­ма­ды­лов, ни­как не мог «ук­ро­тить строп­ти­вую» не­ве­с­ту Б. Шал­та­ев, здесь же зву­чал тре­пет­ный го­лос влюб­лен­ной Джу­ль­ет­ты в ис­пол­не­нии все­мир­но из­ве­ст­ной Т. Тур­сун­ба­е­вой, про­кли­нал сво­их до­че­рей Ко­роль Лир — М. Ток­то­ба­ев по сей день про­ща­ют­ся с жиз­нью Ан­то­ний и Кле­о­па­т­ра в про­ник­но­вен­ном ис­пол­не­нии Т. Жу­ма­га­зи­е­ва и Ш. Ал­се­и­то­вой в пе­ре­во­де и по­ста­нов­ке ва­ше­го по­кор­но­го слу­ги. Горь­ко и обид­но!
К кон­цу спек­так­ля  «Гам­лет», ко­то­рый шел три ча­са, в за­ле ос­та­лись лишь пре­мьер-ми­нистр Т. Са­ри­ев и его ох­ра­на. О, как бы­ло стыд­но пе­ред Те­миром Ар­гем­ба­е­ви­чем!
По­рою на сце­не на­хо­дит­ся  боль­ше ис­пол­ни­те­лей, чем зри­те­лей в за­ле. Та­ков ре­пер­ту­ар и ху­до­же­с­т­вен­ный уро­вень по­ста­но­вок, нет про­фес­си­о­наль­ной оцен­ки ху­до­же­с­т­вен­ной про­дук­ции, рек­ла­мы.
В 2000 го­ду по на­ше­му на­сто­я­нию экс-пре­зи­дент А. Ака­ев  в це­лях «даль­ней­ше­го раз­ви­тия те­а­т­раль­но­го ис­кус­ства» под­пи­сал Указ № 260 о при­сво­е­нии Те­а­т­ру опе­ры и ба­ле­та, Кыр­гыз­ско­му и Рус­ско­му драм­те­а­т­рам ста­ту­са на­ци­о­наль­ных с по­вы­ше­ни­ем зар­п­ла­ты твор­че­с­ким ра­бот­ни­кам на 100%, тех­со­с­та­ву — на 50%. Од­на­ко в 2011 го­ду пра­ви­тель­ст­во при­ня­ло по­ста­нов­ле­ние  № 19, от­ме­нив­шее эти льго­ты, на­ло­жи­ло мо­ра­то­рий на при­сво­е­ние де­я­те­лям куль­ту­ры и ис­кус­ства по­чет­ных зва­ний и на­град. Это от­ри­ца­тель­но от­раз­илось на со­сто­я­нии куль­ту­ры и ис­кус­ства Кыр­гыз­ста­на, по­га­си­ло сти­мул и вдох­но­ве­ние твор­че­с­ких ра­бот­ни­ков.
Дви­жу­щая си­ла для ху­дож­ни­ка — при­зна­ние его та­лан­та, сча­с­тье — да­рить лю­дям ра­дость жиз­ни и ве­ру в до­б­ро! Ве­ду­щие ма­с­те­ра сце­ны вы­нуж­де­ны под­ра­ба­ты­вать в ре­с­то­ра­нах, на свадь­бах и об­ре­за­ни­ях в ро­ли ре­чи­с­то­го та­ма­ды и ста­рух-ша­ма­нок.
В по­след­ние го­ды весь­ма ожи­ви­лась сфе­ра ки­но­про­из­вод­ства. Кыр­гыз­ские филь­мы на­ча­ли по­лу­чать при­зы и на­гра­ды на меж­ду­на­род­ных фе­с­ти­ва­лях, но вме­с­те с тем эк­ра­ны за­хва­ти­ли низ­ко­п­роб­ные, са­мо­де­я­тель­ные по­дел­ки с же­с­то­ким кро­во­п­ро­ли­ти­ем, убий­ства­ми, гра­бе­жа­ми, про­сти­ту­ци­ей, ан­ти­ху­до­же­с­т­вен­ным на­ту­ра­лиз­мом вплоть до иша­чь­ей пор­но­гра­фии.
В Кыр­гыз­стан за­ез­жа­ют за­ру­беж­ные «ки­но­ма­с­те­ра», по сво­е­му вку­су и за­мыс­лу сни­ма­ют филь­мы, не­со­от­вет­ству­ю­щие мен­та­ли­те­ту, по­зо­ря­щие кыр­гыз­ский на­род и его го­су­дар­ство.
В ки­но­те­а­т­рах с ут­ра до ве­че­ра идут за­ру­беж­ные филь­мы: ужа­сы, бо­е­ви­ки и ве­с­тер­ны, по­свя­щен­ные по­стель­но­му на­ту­ра­лиз­му, па­губ­но вли­я­ю­ще­му на под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние, на­прав­лен­ные, по пла­ну Дж. Мар­шал­ла, на нрав­ствен­ную де­г­ра­да­цию на­ших на­ро­дов, о чем сви­де­тель­ст­ву­ет уве­ли­че­ние сек­су­аль­ных пре­ступ­ле­ний.
В ни­щен­ском со­сто­я­нии ока­за­лась биб­лио­теч­ная си­с­те­ма ре­с­пуб­ли­ки. Зда­ние сто­ит. Свет го­рит. Во­да в тру­бах бе­жит. Кни­ги с по­тер­ты­ми об­лож­ка­ми и с по­жел­тев­ши­ми стра­ни­ца­ми ле­жат на пол­ках. Биб­лио­те­ка­ри с ми­зер­ны­ми зар­п­ла­та­ми си­дят. Чи­таль­ные за­лы пу­с­ту­ют. Книж­ные пол­ки не об­нов­ля­ют­ся. Все это ре­зуль­тат то­го, что Ми­ни­с­тер­ство куль­ту­ры пре­вра­ще­но в от­хо­жий про­мы­сел для бла­го­ус­т­рой­ства тру­дя­щих­ся и не­угод­ных ви­це-пре­мье­ров. За по­след­ние 25 лет сме­ни­лись 12 ми­ни­с­т­ров.
По су­ще­с­т­ву,  от­расль Мин­куль­ту­ры, мож­но ска­зать, яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком сы­рья, це­хом об­ра­бот­ки и до­став­ки про­дук­ции куль­ту­ры и ис­кус­ства. Но по­че­му-то сю­да при­со­во­ку­пи­ли ту­ризм и ин­фор­ма­цию. Это все рав­но что глав­вра­чу род­до­ма на­вя­зать от­вет­ствен­ность за мар­ш­ру­ты тех, кто вы­шел по­гу­лять, и еще пе­чат­ный ста­нок и те­лера­дио­ве­ща­ние. Па­ра­докс!
В ве­де­нии Мин­куль­ту­ры — те­а­т­ры, ки­но­те­а­т­ры, клу­бы, учеб­ные за­ве­де­ния, ки­но­про­из­вод­ство, биб­лио­те­ки и пр. Раз­ве это­го ма­ло? Мин­куль­ту­ры не име­ет ни­ка­ких пол­но­мо­чий и не не­сет от­вет­ствен­но­с­ти за де­я­тель­ность пред­при­ятий куль­ту­ры, раз­ви­тие ху­до­же­с­т­вен­но­го уров­ня ис­кус­ства, не осу­щест­в­ля­ет  го­су­дар­ствен­ный кон­т­роль.
И ес­ли дей­стви­тель­но ре­ше­но под­нять уро­вень, обес­пе­чить даль­ней­шее раз­ви­тие куль­ту­ры и ис­кус­ства, то не­об­хо­ди­мо: вос­ста­но­вить ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ные пол­но­мо­чия Ми­ни­с­тер­ства куль­ту­ры; воз­ро­дить фи­нан­со­вую оп­ла­ту за со­зда­ние ху­до­же­с­т­вен­ных про­из­ве­де­ний и кон­церт­но-те­а­т­раль­ных по­ста­но­вок; вос­ста­но­вить ре­пер­ту­ар­но-ре­дак­ци­он­ную кол­ле­гию по ра­бо­те с ав­то­ра­ми, фор­ми­ро­ва­нию и ут­вер­жде­нию те­ма­ти­че­с­ко­го пла­на и ре­пер­ту­а­ра ки­но, те­а­т­ра и дру­гих  зре­лищ­ных ме­ро­при­ятий;  вы­да­вать сер­ти­фи­кат ка­че­с­т­ва, оп­ре­де­лять мар­ш­ру­ты га­с­т­ро­лей и по­ка­за филь­мов не­за­ви­си­мо от форм соб­ствен­но­с­ти; вос­ста­но­вить ус­ло­вия Ука­за  № 260 2000 го­да о ста­ту­се и оп­ла­те тру­да на­ци­о­наль­ных те­а­т­ров стра­ны; по­ка ве­ду­щие ма­с­те­ра куль­ту­ры и ис­кус­ства не уш­ли на пен­сию и в дру­гой мир, от­ме­нить мо­ра­то­рий на при­сво­е­ние по­чет­ных зва­ний и гос­на­г­рад…
Твор­че­с­кие со­юзы и Мин­куль­ту­ра вы­дви­га­ют ис­тин­ных ма­с­те­ров на за­слу­ги и на­гра­ды, но по­че­му-то эти за­слу­ги и на­гра­ды вы­да­ют «ма­с­те­рам», ко­то­рые ни­че­го осо­бен­но­го и не сма­с­те­ри­ли.

Мар БАЙ­ДЖИ­ЕВ,
на­род­ный пи­са­тель, ака­де­мик ки­но и те­а­т­ра Кыр­гыз­ста­на.
(Про­дол­же­ние сле­ду­ет)






Добавить комментарий