Культур-мультур в Кыргызстане
«Если кыргызу не разъяснишь по-русски, он тебе не поверит…”
Салижан Жигитов.
В Указе Президента А. Атамбаева совершенно верно говорится, что «дальнейшее укрепление экономики Кыргызстана во многом зависит от развития культуры и духовности в стране» и что «недостаток должного внимания со стороны государства, несоответствие инфраструктуры современным требованиям оборачивается дефицитом морально-нравственных ориентиров».
Политики республики в страстной борьбе за власть и развитие экономики словно забыли, что богатство государства состоит не только из материальных благ, но из духовных ценностей. За последние годы культура и искусство практически превращены в забаву и развлечения на помпезных тоях с обильным бешбармаком и попойками, что и устроили на сцене Театра оперы и балета.
На низком уровне находятся обучение и подготовка творческих кадров. В республике функционируют институт искусств, консерватория, училища, в некоторых вузах открыты факультеты кино и театра, имеются театральные студии. Учащихся набирают без особого разбора. Забывая, что актер, например, помимо исполнительских способностей должен обладать голосовыми данными, внешностью, знать историю искусства, творчество выдающихся мастеров, духовную культуру своего народа.
В 2005 году на инаугурации второго президента КР правительственную площадь окуривали арчевым дымом с заклинаниями: «Алас! Алас!». Делала это актриса, загримированная под старуху! Никто не подсказал, что это древний шаманский ритуал, изгоняющий из жилья злых духов, комаров, блох и прочих кровососов. А потом на всю площадь под симфонический оркестр зазвучала Застольная песня итальянского композитора Дж. Верди со словами:
«Высоко поднимем все кубки веселья
И жадно прильнем к ним устами…»
с призывом:
«Ловите счастья миг златой, его тяжка утрата» и т. д.
Никто из постановщиков Минкультуры, видать, не знал, что это застольный гимн куртизанки (т. е. проститутки) публичного дома из оперы «Травиата» («Падшая»).
Возможно, это стало предзнаменованием трагедии, произошедшей на этой же площади 7 апреля 2010 года и незавидной участи тех, кто «ловил счастья миг златой» (т. е. «Кумтора» и др.), которых пришлось-таки выкуривать из Кыргызстана.
В театрах, кино и на зрелищных мероприятиях наблюдается самодеятельная анархия, низкий художественный уровень, порою доходящий до оскорбления чести и достоинства всенародно избранного главы государства. Некие сатирики назвали А. Атамбаева «пастухом 120 баранов», то есть парламента, высмеивают трагическую гибель невинных жертв, расстрелянных с крыши Белого дома.
Репертуар театров изобилует спектаклями-однодневками, оплаченными родичами местечковых героев. Со сцены прет многословная бытовуха, бесстыжий натурализм, вплоть до сексуальных извращений и порнографии. Спектакли ставят заезжие режиссеры разного рода. В Русском академическом драмтеатре на сцену выводили голых мужиков, студентки студии, выстроившись в ряд, сосали бананы. На сцене Кыргызского драмтеатра некая модерновая труппа, прибывшая из Англии, разыграла трагедию В. Шекспира «Гамлет», действия которой происходят не в королевском дворце, а в зачуханном кабаре. Гамлет читал трагические монологи в потертых джинсах и замызганных ботасах. Нимфу-Офелию играла низкорослая, кривоногая вьетнамка. Сам Гамлет оказался гомосексуалистом, а его друг Гораций — геем, которого, подтянув бюстгальтер, играла женщина. Оскорбительно!
Видимо, эти заезжие «новаторы» думали, что прибыли в страну дикокаменных ирокезов. Откуда им знать, что именно на этой сцене и даже в самом Лондоне выдающийся Муратбек Рыскулов душил свою прекрасную Дездемону, жестоко расправлялся с людьми Ричард III — C. Жумадылов, никак не мог «укротить строптивую» невесту Б. Шалтаев, здесь же звучал трепетный голос влюбленной Джульетты в исполнении всемирно известной Т. Турсунбаевой, проклинал своих дочерей Король Лир — М. Токтобаев по сей день прощаются с жизнью Антоний и Клеопатра в проникновенном исполнении Т. Жумагазиева и Ш. Алсеитовой в переводе и постановке вашего покорного слуги. Горько и обидно!
К концу спектакля «Гамлет», который шел три часа, в зале остались лишь премьер-министр Т. Сариев и его охрана. О, как было стыдно перед Темиром Аргембаевичем!
Порою на сцене находится больше исполнителей, чем зрителей в зале. Таков репертуар и художественный уровень постановок, нет профессиональной оценки художественной продукции, рекламы.
В 2000 году по нашему настоянию экс-президент А. Акаев в целях «дальнейшего развития театрального искусства» подписал Указ № 260 о присвоении Театру оперы и балета, Кыргызскому и Русскому драмтеатрам статуса национальных с повышением зарплаты творческим работникам на 100%, техсоставу — на 50%. Однако в 2011 году правительство приняло постановление № 19, отменившее эти льготы, наложило мораторий на присвоение деятелям культуры и искусства почетных званий и наград. Это отрицательно отразилось на состоянии культуры и искусства Кыргызстана, погасило стимул и вдохновение творческих работников.
Движущая сила для художника — признание его таланта, счастье — дарить людям радость жизни и веру в добро! Ведущие мастера сцены вынуждены подрабатывать в ресторанах, на свадьбах и обрезаниях в роли речистого тамады и старух-шаманок.
В последние годы весьма оживилась сфера кинопроизводства. Кыргызские фильмы начали получать призы и награды на международных фестивалях, но вместе с тем экраны захватили низкопробные, самодеятельные поделки с жестоким кровопролитием, убийствами, грабежами, проституцией, антихудожественным натурализмом вплоть до ишачьей порнографии.
В Кыргызстан заезжают зарубежные «киномастера», по своему вкусу и замыслу снимают фильмы, несоответствующие менталитету, позорящие кыргызский народ и его государство.
В кинотеатрах с утра до вечера идут зарубежные фильмы: ужасы, боевики и вестерны, посвященные постельному натурализму, пагубно влияющему на подрастающее поколение, направленные, по плану Дж. Маршалла, на нравственную деградацию наших народов, о чем свидетельствует увеличение сексуальных преступлений.
В нищенском состоянии оказалась библиотечная система республики. Здание стоит. Свет горит. Вода в трубах бежит. Книги с потертыми обложками и с пожелтевшими страницами лежат на полках. Библиотекари с мизерными зарплатами сидят. Читальные залы пустуют. Книжные полки не обновляются. Все это результат того, что Министерство культуры превращено в отхожий промысел для благоустройства трудящихся и неугодных вице-премьеров. За последние 25 лет сменились 12 министров.
По существу, отрасль Минкультуры, можно сказать, является источником сырья, цехом обработки и доставки продукции культуры и искусства. Но почему-то сюда присовокупили туризм и информацию. Это все равно что главврачу роддома навязать ответственность за маршруты тех, кто вышел погулять, и еще печатный станок и телерадиовещание. Парадокс!
В ведении Минкультуры — театры, кинотеатры, клубы, учебные заведения, кинопроизводство, библиотеки и пр. Разве этого мало? Минкультуры не имеет никаких полномочий и не несет ответственности за деятельность предприятий культуры, развитие художественного уровня искусства, не осуществляет государственный контроль.
И если действительно решено поднять уровень, обеспечить дальнейшее развитие культуры и искусства, то необходимо: восстановить административные полномочия Министерства культуры; возродить финансовую оплату за создание художественных произведений и концертно-театральных постановок; восстановить репертуарно-редакционную коллегию по работе с авторами, формированию и утверждению тематического плана и репертуара кино, театра и других зрелищных мероприятий; выдавать сертификат качества, определять маршруты гастролей и показа фильмов независимо от форм собственности; восстановить условия Указа № 260 2000 года о статусе и оплате труда национальных театров страны; пока ведущие мастера культуры и искусства не ушли на пенсию и в другой мир, отменить мораторий на присвоение почетных званий и госнаград…
Творческие союзы и Минкультура выдвигают истинных мастеров на заслуги и награды, но почему-то эти заслуги и награды выдают «мастерам», которые ничего особенного и не смастерили.
Мар БАЙДЖИЕВ,
народный писатель, академик кино и театра Кыргызстана.
(Продолжение следует)
Related News
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More