Main Menu

Подрастающим и грядущим поколениям: Это надо знать

Кыргызга орусча түшүндүрбөсөң, ишенбейт…
Если кыргызу не разъяснишь
по-русски, он тебе не поверит…

Салижан Жигитов.

Гуманитарная и творческая интеллигенция Кыргызстана с искренней благодарностью восприняла Указ Президента  Алмазбека Атамбаева об объявлении 2016-го Годом истории и культуры. О, как это актуально! Волею истории кыргызский народ вновь оказался на грани катаклизма, деградации нравственно-этических устоев нации и государства.
Преамбула Указа о том, что «наша страна извлекла тяжелые уроки из ошибок первых двадцати лет независимости», имеет глубочайший, исторический смысл.
Абсолютно верно то, что «обладая богатейшим историческим и культурным наследием, наша страна недостаточно использует этот потенциал в своем развитии».
Нельзя не согласиться с тем, что это «недостаток должного внимания со стороны государства, несоответствие инфраструктуры в области культуры и истории», я бы добавил: в сфере образования и гуманитарных наук, которые «оборачиваются дефицитом новых морально-нравственных ориентиров для молодежи, приводят к заполнению духовного вакуума чуждыми, подчас радикальными идеями и образом жизни».1
В результате государственной, профессиональной бесконтрольности появились псевдоисторики, искусствоведы, языковеды, манасоведы и прочие местечковые патриоты, которые порою распространяют информацию, не соответствующую  действительности, искажают истинный смысл и значение исторических событий, наводят смуту в обществе. Иные СМИ, неверно трактуя понятие «свобода слова», согласно которому каждый имеет право письменно и устно  излагать свои мысли и сообщения, но не имеет права: врать, клеветать, оскорблять честь и достоинство личности; требуется соблюдать презумпцию невиновности, не имеет права распространять выводы на основе субъективных догадок и бабьих сплетен.
Будучи одним из тех, кто стоял у истоков создания суверенного кыргызского государства, участвовал в принятии Конституции Кыргызстана 1993 года, составлении законов о культуре, науке, просвещении, средствах массовой информации и др., госнормативов, как и мои коллеги по «легендарному парламенту», с особой болью воспринимаю негативные явления последних лет.
История кыргызского народа, как мы знаем, довольно проста и очень трагична. В первых веках новой эры кыргызские племена, утеряв свое единство, основанное на братских и брачных взаимоотношениях, из родного Ала-Тоо были изгнаны в сибирские края. В IX веке кыргызский воин, прозванный Манасом (защитник), вновь объединил разрозненные племена, возвратил на родину, создал единый, могучий каганат (государство), который после его смерти распался, и кыргызский народ вновь оказался под пятой сильных соседей.
Особенно тяжелая доля выпала нашему народу в ХIX-XX вв., он оказался между Россией, Кокандским ханством и Китаем. Истекая кровью от междоусобиц, на краю гибели, кыргызские племена одно за другим перешли в подданство Российской империи,  которая имела здесь свои интересы: надо было расширить владения, обустроить безземельных крестьян и подавить бунты, которые участились после отмены крепостного права. Именно для этих целей при Третьем отделе жандармерии создали Русское географическое общество. Главной задачей РГО стало расширение владений Российской империи за счет близлежащих  территорий, пригодных для земледелия. С этой целью снаряжались в наши края разведывательные научно-военные экспедиции поручика Ч. Валиханова, полковника П. П. Семенова-Тян-Шанского, генерал-майора Н. М. Пржевальского и др. Вечная благодарность русскому ученому Семенову-Тян-Шанскому, который, рискуя жизнью, примирил манапов  рода бугу и сарыбагыш, спас от кровавых междоусобиц.
Российские переселенцы начали осваивать пустующие предгорья, выращивать хлеб, разводить скот.

Тарыткан менен жериңди,
Арзан баа кылды эгинди.
Тынчытып койду бул орус.
Чабышып жаткан элиңди…

***

Хоть стало на земле тесней,
Дешевый хлеб берем с полей.
Пришел орус, от смерти спас
Народ воюющий за власть… — говорил акын Молдо Кылыч.

     П. П. Семенов-Тян-Шанский, а позже востоковед В. В. Радлов описывают, с какими почестями встречал их на Иссык-Куле бугинский манап Боронбай.
Доброе, братское отношение кыргызского народа к России и к русскому народу отражено в завещании Манаса, записанном Радловым в 1863 году:

Анда айтты Эр Манас:
Уктасаў, тынч жатарсыў,
Оруска барып батарсыў…
Ак-падыша улугу
Ага барып баш койгун…
Орустун журту боорукер.
Оруска кирип жай алгын…
Сказал народу Эр Манас:
— Идите, если я умру,
С поклоном к белому царю…
Веками на Руси живет
С душою доброю народ.
Душой и небом я клянусь,
Что верный друг наш — брат орус…

     (Радлов В. В. «Образцы народной литературы северных тюркских жителей», том V, 1885 г., Санкт-Петербург).
Так было в начале вхождения северных и южных кыргызских родов в состав Российской империи. Но со временем ситуация начала меняться. В Туркестан все больше стало прибывать переселенцев, превратив его в своего рода Клондайк с «сельхозлихорадкой». Переселенцы осваивали и занимали все новые земли, лесные склоны и заливы рек, все больше теснили местное население, лишали зимовий, изгоняли в горы. Увеличивалась царская администрация, число охранников и пр.
Да и среди коренного населения начался социальный раскол. Если в кыргызском родоплеменном обществе главный манап (правитель) всю ответственность за свой род и землю брал на себя, то теперь появились новые местные чинуши, которые верой и правдой служили царским властям, разумеется, имея с этого свои дивиденды.
«…старший манап в роде бугу мог иметь фактическое значение. Войска наши являлись в среде их кочевок только временно и весьма редко. Нашему правительству выгодно было действовать или влиять на народ через одного, главного предводителя, нежели через многих. …С тех пор многое изменилось: бугинцы оказались народом спокойным, войска наши имеют теперь постоянное пребывание на юге — восточной стороне оз. Иссык-Куль; старшие манапы, злоупотребляя своею властью, составляют постоянное зло для народа в материальном отношении, между манапами и народом постоянный разлад и несогласие» — докладывал генерал-губернатор Западной Сибири А. П. Хрущов военному министру Д. А. Милютину в январе 1866 г. после смерти Боронбая.
Социальные противоречия в Кыргызстане еще больше обострились, когда Россия вступила в мировую войну. Многие переселенцы мужского пола и военные части ушли на войну, русское население фактически осталось беззащитным. Имеются сведения о том, что иссык-кульский губернатор пригласил к себе кыргызских влиятельных манапов во главе с Кадыр-аке, в числе которых был мой прадед Байажи — бывший бий (волостной судья),  и напомнил о том, как Россия спасла кыргызов от междоусобиц и кокандского ига, просил оказать помощь не только материально, но и живой силой. Аксакалы дали согласие. Началась мобилизация местного населения с 18 до 43 лет в трудовую армию. Однако тут же нашлись местные патриоты, которые начали сеять в народе смуту, уверять, что  новобранцев пошлют на войну, а переселенцы заберут их владения. Началось дезертирство, межнациональные конфликты, мародёрство, кровавые противостояния и пр. Наемные карательные отряды казачества начали изгонять кыргызских повстанцев в Китай. Во след гремели пушки, строчили пулеметы.
Кыргызские беженцы теряли свой скот на крутых перевалах, в бурных потоках, умирали от холода, голода, болезней и увечий. На китайской стороне незваные гости за кусочек хлеба нанимались в батраки, продавали своих детей.
В повести К. Баялинова «Ажар» описано, как осиротевшую красавицу старый китаец покупает за пару мешков кукурузной муки. Прекрасное тело беглянки терзают голодные волки.
В 1917 году Госдума и Временное правительство России во главе с А. Ф. Керенским обвинили царизм в геноциде, вернули беженцев в родные края.
Мой прадед Байажи, похоронив в Китае трех своих сыновей с библейскими именами Ибрагим (35 лет), Исмаил (33 года), Исхак (31 год), с семилетним Ташимом возвратился на родину пешком.
Мой дед по матери Хафиз Чанышев, из рода казанских князей, строил дорогу Торугарт, женился на дочери манапа из рода саяк. Его молодая жена скончалась в Урумчи от послеродового истощения. Хафиз вернулся в Каракол, неся за пазухой годовалую дочь Марию — мою будущую мать… Представляя эти трагические события, я плачу по сей день…
Вскоре произошел октябрьский переворот, началась братоубийственная гражданская война, диктатура пролетариата, т. е. ВКП(б), сталинские репрессии, унесшие миллионы жизней и человеческих судеб наших народов.
После трагедий 1916 года в народе сформировалась идея о том, что малые народы Туркестана во спасение от великих держав другой веры и языка (Россия, Китай и др.) должны объединиться по вере (панисламизм) и по языку (пантюркизм). Это народное мировоззрение отразилось в вариантах эпоса «Манас», записанных в 20-х годах от сказителей Сагынбая Орозбакова,  Саякбая Каралаева и др.
В первые годы Советской власти политики Туркестана пытались создать свою автономную республику, но вскоре всех их расстреляли как врагов народа.
В 1950 году манапы С. Орозбаков и С. Каралаев были объявлены реакционерами, попавшими под влияние разоблаченных «врагов народа». Манасоведы Т. Байджиев и З. Бектенов, в своем учебнике по фольклору назвавшие их «выдающимися сказителями», на 10 лет отправлены в тюрьму. («Судьба эпоса «Манас» после Октября». Собрание статей. Бишкек, 1995 г., стр. 84).

— В сей жизни выживает тот,
Кто отберет или убьет.
Воюют ханы, а народ
На гибель гоним мы, как скот — признается Манасу китайский захватчик Туркестана Алооке.

     Сегодня в народе бродят слухи, что руководство Кыргызстана должно потребовать возмещения от В. Путина за события столетней давности. Цель этих «местечковых патриотов» — дискредитировать братскую дружбу наших народов, политические и экономические взаимоотношения с Россией, т. е. создать ситуацию Украины. А это все равно, что сегодня осуждать Францию — за вторжение Наполеона Бонапарта в  Россию, Германию — за агрессию Гитлера и его сотоварищей.
Есть опасения, что будущие претенденты на госвласть начнут  использовать воспоминания о трагедии 1916 года как возбуждающее средство.
Предлагаю провести мероприятия по истории нашего народа, особенно по столетию 1916 года очень продуманно.
Выделенные средства не распылять по всей республике на проведение помпезных воспоминаний с обильными бешбармаками и ура-патриотическими речами, провести одно масштабное, монументальное мероприятие в Боомском ущелье, как было задумано, возвести там памятник «Ажар» по обновленному архитектурному и скульптурному проекту с музеем, чтобы проезжие посетители и туристы могли поклониться символу и узнать о народной трагедии 1916 года.
В тематический план киностудии «Кыргызфильм» им. Т. Океева включить историко-художественные фильмы по госзаказу: Боронбай манап, Ормон-хан, Байтик-батыр, Шабдан-батыр; серию учебно-документальных фильмов: Сыдыков Абдыкерим, Айдарбеков Иманалы, Орозбеков Абдыкадыр, Абдрахманов Юсуп, Исакеев Баялы, Арабаев Ишеналы, Тыныстанов Касым.
Подрастающее и грядущие поколения должны знать, ценою каких исторических трагедий, жизнями каких великих сынов создавалось наше государство, как зеницу ока беречь и защищать единство нации и народа, не продаваться за стакан  водки, тарелку бешбармака и карманные деньги, карьерные обещания иных политиков, претендующих на власть, ради которой порой готовы пойти даже на развал Кыргызстана.

Кто отделится от родов,
Тот станет пищей для волков.
Разрозненный кыргызский род
По миру вновь пойдет вразброд! —
И завещаю вам беречь
единство, равенство и честь! —
завещал нам Великий Манас.

     В Указе абсолютно верно сказано о  духовном вакууме молодых людей, который «заполняется подчас радикальными, религиозными идеями и образом жизни». Об этом свидетельствуют жестокие религиозные теракты, гибель невиновных людей в разных точках мира.
Тревожная ситуация сложилась, как мы знаем, и в Кыргызстане. А причина, я полагаю, именно в познавательном вакууме, религиозной неграмотности. В беседах с учащимися духовных медресе и официальными священнослужителями выясняется, что мало кто из них знает историю и божественные постулаты Ветхого Завета, Библии и Ислама, о противоречиях суннитов и шиитов, о  буддизме, о других верованиях и религиозных течениях.
Эта религиозная неграмотность, видимо, и заводит молодежь в заблуждение,  в темные дебри. И здесь, разумеется, сказывается атеизм прошлых лет, упущения в исторической науке и педагогике.
В связи с вышеуказанным я предлагаю создать специальный учебник на кыргызском и русском языках по истории религий, включить его в обязательную учебную программу средних и высших учебных заведений республики.
     (Продолжение следует)

Мар БАЙДЖИЕВ,
народный писатель Кыргызстана.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий